Чужие сети, как известно - табу. Пусть их никто не охраняет, но каждому здравомыслящему человеку ясно, что сеть, как и застрявшая в ней рыба принадлежит тому, кто эту сеть ставил.
Помню, нам на севере один местный даже рассказывал страшилки о том, что, мол, завелся у них в округе нехороший человек, который на своей лодке планомерно проходил мимо чужих сетей, и вынимал из них всю рыбу. Но потом рыбаки его поймали с поличным и сделали с ним что-то нехорошее. Но вообще, мол, на севере подобное поведение - большая редкость.
Так вот, все-таки в прежние времена, как оказывается, было из этого правила исключение. Описал его Александр Шренк, совершивший экспедицию по Русскому Северу и Заполярью в 1837 году. То есть описанные традиции относятся к началу 19 века, и более ранним временам.
Цитата, которую я сейчас тут приведу в качестве примера, взята из публикации: «Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов и Северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 г. Александром Шренком».
Итак, в мае 1837 года Шренк на лодке, вместе с сопровождавшими его гребцами, оказался в районе реки Пинега. И вот что он рассказал:
А вот как раз та самая история. Гребцы, как мы видим, "добыли" себе для обеда рыбу из чужих сетей. А точнее, не сетей, а так называемых "плетушек". Но не суть, это могут быть любые орудия для ловли рыбы.
Конечно, это можно воспринять как воровство. Однако, как говорится, есть нюанс. Как поясняет Шренк:
В общем, получается, что путник, нуждающийся в еде, обладает полным моральным правом взять рыбу из чужих "плетушек", главное, чтобы он ничего не испортил, а орудие лова по прежнему исправно функционировало и находилось в воде.
По сути, это то же самое, как возможность и в наше время переночевать в любой избе, расположенной в тундре или прочих малообитаемых северных дебрях. Пусть она даже кому-то принадлежит (может быть даже вполне официально).
По умолчанию - она хозяйская, однако при необходимости, когда она свободна, в ней может остановиться любой путник (он может даже воспользоваться дровами или едой, оставленными предыдущими жильцами). Однако, взамен он должен сохранить в избе полный порядок и оставить для других что-нибудь полезное. Например, нарубить дров или отложить какой-то еды (патронов), если есть такая возможность.