Старинное северное правило: когда можно было брать рыбу из чужих сетей

Чужие рыболовные сети всегда считались неприкосновенными. Даже если они остаются без присмотра, любому разумному человеку понятно: и сеть, и улов в ней принадлежат тому, кто её установил.

Страшные истории и неписаные законы

Я вспоминаю, как один местный житель на Севере рассказывал нам леденящие душу истории. По его словам, в их округе объявился негодяй, который на лодке методично объезжал чужие сети и забирал оттуда всю рыбу. В конце концов рыбаки поймали его с поличным и учинили над ним суровую расправу. Вообще же, как он отмечал, такое поведение в северных краях — большая редкость.

Исключение из правил, о котором писал Шренк

Оказывается, в старину из этого строгого правила всё же существовало исключение. Его описал Александр Шренк, участник экспедиции по Русскому Северу и Заполярью в 1837 году. Таким образом, речь идёт о традициях начала XIX века и более раннего времени.

Цитата, которую я приведу в качестве иллюстрации, взята из его труда: «Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов и Северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 г. Александром Шренком».

В мае 1837 года Шренк на лодке со своими гребцами оказался в районе реки Пинега. Вот что он сообщает:

История с "плетушками"

Как раз эта история и есть пример. Мы видим, что гребцы "добыли" себе рыбу для обеда из чужих снастей. Точнее, не из сетей, а из так называемых "плетушек", но суть не в названии — это могли быть любые рыболовные приспособления.

На первый взгляд, это похоже на воровство. Однако, как часто бывает, здесь есть важный нюанс. Сам Шренк поясняет:

Суть старинного обычая

Выходит, что путник, оказавшийся в нужде и ищущий пропитание, обладал полным моральным правом взять немного рыбы из чужих снастей. Главное условие — ничего не испортить, чтобы орудие лова оставалось исправным и на своём месте в воде.

По своей сути, это тот же принцип, что действует и в наше время: возможность переночевать в любой избе в тундре или других малолюдных северных местах. Даже если у этого жилища есть хозяин (возможно, и официально зарегистрированный).

По умолчанию изба считается хозяйской, но в случае необходимости, пока она пустует, в ней может остановиться любой странник. Он даже может воспользоваться оставленными дровами или припасами. Взамен же он обязан поддерживать в избе порядок и по возможности оставить что-то полезное для следующих путников — например, наколоть дров или поделиться своими запасами еды (или патронов), если они у него есть.