Под предлогом пандемии: как РЖД массово отменяет поезда на долгий срок

Ситуация с отменой поездов Российскими железными дорогами выходит за рамки разумного. Компания публикует официальные сообщения о сокращении рейсов из-за снижения пассажиропотока, однако при детальном изучении становится ясно: значительная часть этих отмен не имеет прямой связи с эпидемиологической обстановкой. Создается впечатление, что под шумок о вирусе происходит масштабная оптимизация маршрутной сети, затрагивающая сотни направлений.

Хочу пояснить, что именно меня возмущает. Речь не о самой необходимости временных мер. Совершенно очевидно, что при падении спроса в разы логично сокращать частоту движения. Например, оставить на линии Москва–Санкт-Петербург не 30 составов в сутки, а 10, или заменить пять московских поездов в Адлер одним. Аналогичные меры сейчас принимают и авиаперевозчики, что вполне объяснимо.

С учетом того, что ограничительные меры в регионах, действующие до конца апреля, с высокой вероятностью продлятся до середины мая, восстановление пассажиропотока стоит ожидать не раньше июня-июля. Поэтому логичным выглядело бы временное приостановление движения поездов именно на этот, весенне-раннелетний период.

Временная отмена или окончательная?

Действительно, некоторые составы отменены без указания конкретной даты возобновления. Например, поезд №3/4 «Экспресс». Хочется надеяться, что этот фирменный маршрут, аналог «Красной стрелы», вернется на линию вместе с ростом числа путешественников.

Однако таких случаев — меньшинство. Гораздо чаще в официальных уведомлениях фигурирует конкретная и очень отдаленная дата — декабрь, то есть момент ввода нового общегодового расписания. Получается парадокс: эпидемиологическая ситуация может стабилизироваться летом, а поезд фактически исчезает из расписания навсегда.

Нелогичная хронология отмен

Встречаются и вовсе удивительные примеры, когда движение сохраняется в самый сложный апрель, но прекращается с мая. Возьмем поезд №11/12 Санкт-Петербург – Петрозаводск. Почему его нужно отменять именно в мае, когда, по всем прогнозам, жизнь должна начать возвращаться в нормальное русло?

Или состав Челябинск – Омск, у которого с 31 мая сокращается периодичность. К этому времени, согласно оптимистичным сценариям, пик заболеваемости должен быть пройден.

Для ряда поездов кардинально «прореживают» расписание, причем не на месяц-два, а на весь оставшийся год. Это наводит на мысль, что причина не во временном кризисе, а в долгосрочных планах компании. Яркий пример — поезд Москва – Тамбов.

Поезд №47/48 Москва – Нижний Новгород переводят с ежедневного курсирования на три раза в неделю. И это «временное» изменение действует аж до декабря.

Отмены с явным опережением

Есть и вовсе необъяснимые случаи. Как, например, отмена поезда Тюмень – Нижневартовск с июня. Какая связь между падением пассажиропотока в апреле и решением прекратить движение двумя месяцами позже?

Под удар попал и поезд Ижевск – Санкт-Петербург, отмененный с мая по декабрь. Примечательно, что это был востребованный маршрут, а глава Федеральной пассажирской компании Петр Иванов не так давно обещал оснастить его современными двухвагонными составами.

Двойные стандарты

Список подобных «долгосрочных» отмен огромен и его можно продолжать. Однако показательно, что высокодоходные направления, такие как «Сапсаны», не подвергаются такой участи. Их движение приостановили в апреле, но сразу подчеркнули, что лишь на две недели.

Все эти факты не оставляют сомнений: пандемия стала удобным предлогом для РЖД и ФПК, чтобы избавиться от множества, как им видится, «неэффективных» или «тягостных» маршрутов. Речь идет как минимум о сотне поездов. За каждой такой отменой — тысячи пассажиров, для которых эти составы были единственным или основным способом добраться до пункта назначения. Например, из Петербурга в Ижевск больше нет прямого железнодорожного сообщения.

Подобный циничный подход к использованию кризисной ситуации вызывает глубокое недоумение и требует самого широкого общественного обсуждения.