Железнодорожная ностальгия: как изменились поезда за 15 лет

Недавно, разбирая старые архивы в своем профиле «ВКонтакте», я совершенно случайно наткнулся на целый фотоальбом, посвященный железной дороге. Снимки в нем датированы примерно 2007–2009 годами — целая эпоха назад!

На этих кадрах (они собраны в галерею, которую можно листать) — наша отечественная электричка производства Демиховского завода, которая в своё время курсировала между Москвой и Петербургом. На заднем плане ещё видны зелёные электропоезда, которые тогда были обычным делом.

Электричка на дальние расстояния

Тогда это казалось чем-то необычным — электричка, которая едет на такое большое расстояние. Сейчас все привыкли к междугородним «Ласточкам», а тогда это был уникальный опыт. Вагоны делились на три класса: от комфортабельного первого с мягкими широкими креслами до простого третьего с обычными лавками. Маршрут включал шесть остановок, были даже ночные рейсы.

Сейчас этот электропоезд ещё на ходу, хотя от его прежнего вида мало что осталось. Его и упростили, и перекрасили. И, конечно, он больше не ходит между двумя столицами. Недавно я видел его на Киевском вокзале в Москве — совсем другой облик.

«Красная стрела»: былое и настоящее

В той же папке я обнаружил несколько снимков интерьера «Красной стрелы». Тогда этот поезд только что обновили, в состав поставили современные вагоны, и это производило огромное впечатление! Сейчас, спустя более десяти лет, «Красная стрела» осталась с теми же вагонами и выглядит уже довольно устаревшей.

Исчезнувшие маршруты

Поезд «Северная пальмира» канул в лету, как и многие другие фирменные составы между Москвой и Петербургом. Раньше он через день ходил из Петербурга в Москву и в Адлер. Теперь остался только маршрут до Адлера, да и то в двухэтажном исполнении и с обычной расцветкой. Название можно увидеть разве что при покупке билета.

Судя по всему, я не был большим поклонником этого поезда. В комментарии под фото я тогда написал:

«Из фирменных поездов, курсирующих между Петербургом и Москвой, этот — один из самых сомнительных. Купе стоит столько же, сколько и в остальных, но здесь может не быть гигиенических наборов, которые уже стали нормой, может не работать светильник для чтения половину ночи и так далее. Из плюсов — расписание: уходит из Москвы рано. И кондиционеры работают исправно, так что в вагоне всегда комфортный климат».

«Две столицы»: брат-близнец

Очень интересно было увичить «Две столицы». Этот поезд — брат-близнец частного «Мегаполиса», который до сих пор на ходу. Правда, «Две столицы» всегда оставался в ведении РЖД. Его отменили с появлением двухэтажных составов, вагоны перекрасили в традиционные цвета РЖД, и теперь неизвестно, где они находятся.

Москва – Рига: изменения в ливрее

А это поезд Москва – Рига. В целом, он существовал до недавнего времени (отменён в марте 2020 года из-за закрытия международного сообщения), но его ливрея (окраска) стала другой. Да и вагоны успели обновить.

Рельсовый автобус РА-1

Следующая фотография — начало 2010-х. Рельсовый автобус РА-1 в Великих Луках. Сейчас уже есть РА-2 и РА-3, а тогда это была настоящая диковинка. Он ездил (а, может, и сейчас ездит) по псковским линиям, но поскольку туалетов в нём не было, мог остановиться по просьбе пассажиров «в кустиках».

Заброшенная станция Забелье

Станция Забелье в Псковской области. Ещё в 2011 году она была небольшой, но действующей: четыре раза в день через неё проходил пригородный поезд Великие Луки – Посинь, включая беспересадочные вагоны до Москвы и Петербурга. Сейчас станция закрыта, а поезда отменены.