В своем предыдущем рассказе об автодоме я упоминал, что поделюсь опытом эксплуатации отопителя. Тогда у меня еще не было достаточно практики, но теперь, после двухнедельного путешествия, я готов рассказать о всех сложностях, с которыми столкнулся, и о том, как мне удалось их преодолеть. По сути, речь пойдет о тонкой калибровке устройства и моих личных выводах.
Напомню, для нашего «буханки» мы приобрели на Алиэкспрессе дизельный воздушный отопитель мощностью 8 кВт. Некоторые сразу заметили, что это слишком много для такой машины и подобная мощность больше подошла бы микроавтобусу вроде ПАЗа. Я тогда не придал этому значения, хотя теперь готов признать: 8 киловатт для нашего автомобиля — это действительно солидный запас. Впрочем, запас карман не тянет, а учитывая, что китайские устройства разной мощности конструктивно почти не отличаются и стоят примерно одинаково, я считаю, можно брать любой вариант (2, 5 или 8 кВт) и потом уже адаптировать его под свои нужды.
Проблема: некомфортный микроклимат
В чем же была основная сложность? Практически сразу я заметил, что ночью в салоне, независимо от уличной температуры, становилось слишком душно. Спать с приоткрытыми форточками — сомнительное удовольствие: во-первых, появляются сквозняки, во-вторых, внутрь может залететь снег или дождь. Да и вообще, постоянно думать о вентиляции — не очень удобно.
Все дело в том, что у китайского отопителя всего два режима: «слабый» и «сильный». В режиме поддержания температуры он сначала активно греет, пытаясь быстро достичь заданного значения. Но из-за инерционности системы салон успевает перегреться, и результат получается совсем не тот, что хотелось. Когда срабатывает автоматика и включается «слабый» режим, он тоже может оказаться избыточным, если на улице несильный мороз. Температура продолжает ползти вверх, и в итоге все равно приходится открывать окно.
Другой сценарий — в сильный мороз. «Сильный» режим по-прежнему слишком интенсивный, и в моменты его включения от жары просыпаешься, скидываешь одеяло и впотьмах ищешь форточку. При этом «слабый» режим в такую погоду, наоборот, может оказаться недостаточным, и в салоне становится прохладно.
Последствия и поиск решения
Такие перепады не только мешали спать, но и приводили к перерасходу топлива и, что самое критичное, к быстрой разрядке аккумулятора. Именно проблема с аккумулятором доставляла больше всего хлопот: посреди ночи приходилось вставать, выходить на холод и заводить генератор. Хорошо, если он был легкодоступен и заправлен. В общем, мне это быстро надоело. И тогда я вспомнил, что у отопителя есть скрытое меню с настройками, защищенное паролем. Не знаю, то ли это защита от неквалифицированного вмешательства, то ли просто особенность конструкции. Пришлось покопаться в интернете, и пароль я нашел. Если не ошибаюсь, для ВСЕХ подобных китайских устройств он одинаковый — «1688».
Вход в «секретное» меню и настройка
В этом скрытом меню как раз были те параметры, которых мне не хватало: минимальная и максимальная мощность отопителя, а также минимальная и максимальная скорость вентилятора. Мощность, по сути, регулируется частотой работы топливного насоса. Эти значения пришлось подбирать экспериментально: выставляешь, включаешь, смотришь на результат — устраивает или нет. В итоге я сделал «слабый» режим по-настоящему слабым, установив частоту насоса всего 0,8 Гц. «Сильный» режим тоже значительно приглушил. Были опасения, что на минимуме горелка может потухнуть, но этого не случилось — просто отопитель начинал дуть почти холодным воздухом. Чтобы сохранить низкое энергопотребление, я дополнительно снизил минимальную скорость вентилятора.
Итог: комфорт и экономия
После нескольких проб и ошибок мне удалось добиться желаемого. Теперь, при любой погоде, в салоне не было ни духоты, ни холода. Колебания температуры при автоматическом переключении режимов стали почти незаметными, и ночь можно было провести в полном комфорте, без лишних пробуждений. Расход дизельного топлива и электроэнергии тоже снизился. Даже редкие щелчки насоса теперь почти не мешали сну. Для справки: в сутки уходит примерно 5 литров солярки.
Вот такая история. Главный вывод: подобное оборудование почти всегда требует индивидуальной настройки под конкретный автомобиль и условия эксплуатации. Признаю, вводить каждый раз код 1688 не очень удобно, но, надеюсь, делать это придется нечасто.
