Меня всегда удивляет, когда я встречаю мнение, будто в прошлом Россия была каким-то островком здоровья, где болезни обходили стороной благодаря особой чистоплотности и баням. Некоторые искренне верят, что, например, чума была бедой исключительно «грязной» Европы, а у нас её не было, потому что в банях температура якобы достигала ста градусов и вся зараза погибала. Поверьте, я ничего не выдумываю — такие комментарии можно встретить и сегодня.
Безусловно, чистота и баня — это прекрасно и полезно для здоровья. Но считать, что в Российской Империи вообще не болели серьёзными недугами — большое заблуждение. Болели, и ещё как: и чумой, и сифилисом, и тифом, и многими другими болезнями.
Поморы как пример
Поскольку наш ресурс посвящён в основном северу, я хочу привести в пример поморов, хотя подобное было характерно для любой части страны. Даже у них, людей, живущих в суровых условиях и, казалось бы, ведущих особый образ жизни, болезни были обычным делом.
И вот что интересно: если баня и чистота были так всемогущи, откуда тогда брались, к примеру, венерические заболевания? Неужели баня от них не помогала? Как же так?
Чем же лечились?
Способов лечения существовало множество. Конечно, люди не отказывались полностью от официальной медицины, когда была возможность к ней обратиться.
Хотя, надо признать, были и те, кто её избегал или просто не имел доступа.
Но гораздо чаще поморы прибегали к своеобразным, а порой и весьма странным методам самолечения и помощи знахарей.
Роль знахарства
Это отдельный большой пласт. Зачем вообще было нужно развитое деревенское знахарство, если, по логике сторонников «банной теории», достаточно было просто хорошо помыться, чтобы все хвори как рукой сняло?
Я, конечно, не утверждаю, что знахарство было панацеей и приносило большую пользу с современной точки зрения. Но сам факт его существования и востребованности говорит о том, что одной чистоплотности было явно недостаточно для борьбы с болезнями.
И лечили знахари не только заговорами и нашептываниями. В их арсенале были и вполне материальные, пусть и сомнительные, методы.
Читая описания таких практик, невольно вспоминаешь Мольера и его «Мнимого больного». Ещё в XVII веке он высмеивал лекарей, которые лечили все болезни кровопусканием и клизмами. Удивительно, но похожие методы бытовали и у поморов уже в начале XX века.
В общем, вот такие специфические, а подчас и нелепые способы борьбы с недугами можно назвать. Разумеется, перечень болезней и методов их «изгнания» этим далеко не исчерпывается, но он хорошо показывает, что реальность прошлого была куда сложнее и противоречивее, чем миф о всеисцеляющей русской бане.
