Новые вагоны для Египта: почему их производство — международный проект

Египет приступил к обновлению своего железнодорожного парка, получив первые экземпляры новых пассажирских вагонов. Хотя заказчиком выступает российский холдинг «Трансмашхолдинг» (ТМХ), считать эти вагоны целиком российскими было бы не совсем верно — их производство географически распределено между несколькими странами.

В России пассажирские вагоны выпускает Тверской вагоностроительный завод, который входит в состав ТМХ. Когда в СМИ появилась информация о доставке в Каир первого вагона из партии в 1300 единиц, в социальных сетях многие восприняли это как повод для гордости — мол, наконец-то наша промышленность наращивает экспорт и создаёт дополнительные рабочие места.

Однако не всё так однозначно. Действительно, в конце 2018 года между ТМХ и «Египетскими национальными железными дорогами» был подписан контракт на поставку 1300 вагонов модели 61-4514.

Что это за модель — детально неизвестно. В каталоге Тверского завода такой номер отсутствует. Публике вагон был показан лишь внешне — во время разгрузки в порту Александрии.

Например, хорошо видно, что окно в вагоне открывается снизу, а не сверху, как это принято в российских аналогах. Это явно указывает на специальную модификацию, разработанную под заказчика. Фотографий интерьера пока нет, известно лишь, что вагоны — сидячие.

Сначала я предположил, что все вагоны будут оснащены кондиционерами — Египет всё-таки, Африка, жарко. Но, как выяснилось, не все. Согласно пресс-релизу Тверского завода:

По условиям контракта ТМХ поставит 800 вагонов третьего класса с принудительной вентиляцией, 200 вагонов третьего класса, 180 вагонов второго класса и 90 вагонов первого класса с кондиционированием, а также 30 вагонов второго класса с кондиционерами и буфетом.

Получается, кондиционеры будут только в 500 вагонах из 1300. В остальных ограничатся вентиляцией. Надеюсь, египетские проводники окажутся внимательнее российских, для которых включить вентиляцию в вагоне — целое событие.

Международное сотрудничество в производстве

А вот самое интересное. Первый вагон, согласно сообщению ТВЗ, был построен в Твери, но испытания проходил при участии коллег из Венгрии. У Трансмашхолдинга там есть дочернее предприятие — TMH Hungary.

В России проводить полный цикл испытаний было сложно: у нас ширина колеи 1520 мм, а в Египте — 1435 мм, как раз как в Венгрии. Поэтому проверку прочности колёсных пар, тележек и корпуса, замеры уровня шума, тесты тормозной системы и динамические испытания проводили именно там.

Половина из 1300 вагонов будет произведена в Венгрии — это одно из условий контракта. В рамках консорциума Тверской завод обязуется передать технологии и помочь наладить производство на месте.

Недавно у меня был спор с коллегами: можно ли называть «Ласточки» немецкими поездами? Я считаю, что да — они были разработаны и первоначально изготовлены в Германии, а мы собираем их в России по лицензии Siemens. Более того, многие из эксплуатирующихся у нас «Ласточек» приехали прямиком из Германии.

Если следовать той же логике, то вагоны для Египта всё равно можно считать российскими по происхождению технологии и проекту, независимо от места их окончательной сборки.

Впрочем, Тверской завод и без того хорошо загружен: недавно РЖД заключило с ним контракт на производство нескольких тысяч вагонов для внутренних нужд.