От крестьянской избы к вершинам искусства: как талант и случайность меняли судьбы в дореволюционной России

Правда жизни в Российской Империи была такова: если ребенок из крестьянской семьи не получал никакого образования, шансы вырваться за пределы своего сословия и круга были практически нулевыми. А с доступом к знаниям у большинства сельских жителей до Революции действительно возникали серьезные трудности.

Причем дело было не только в том, что в деревнях часто не было школ. Многие родители просто не видели смысла тратить время на учебу — зачем, если дитя все равно пойдет по стопам предков и будет работать на земле, помогая семье в поле?

Однако было бы неверно утверждать, что у крестьянских детей совсем не было путей для социального роста. Особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Лучше всего эти возможности видны на конкретных историях.

Пример, который вдохновляет: история Александра Борисова

Возьмем судьбу Александра Борисова — выдающегося живописца, которого называют первооткрывателем арктического пейзажа в русском искусстве. Он не только писал удивительные картины Крайнего Севера (ознакомиться с его работами можно по ссылке), но также был писателем, общественным деятелем и исследователем полярных земель.

Сегодня его имя знает каждый, кто интересуется северной тематикой, а ведь начинал он как простой крестьянский сын. Родился Александр в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии, на берегу Северной Двины.

Грамоте мальчика научил сосед-крестьянин — что интересно, в их окружении были и грамотные люди, хотя, как позже вспоминал сам Борисов, таких было немного. Школы в деревне тогда не существовало, поэтому учился он по псалтыри.

В десятилетнем возрасте Александр тяжело заболел, и родители дали обет: если он выздоровеет, они отправят его на год в Соловецкий монастырь для бесплатной работы. Так и случилось — в 15 лет он оказался на Соловках, где трудился на рыболовном промысле. Работа ему нравилась, но через год пришлось вернуться домой.

Поворотный момент: встреча с искусством

Однажды в деревню приехали художники расписывать местную церковь. Именно тогда Александр впервые увидел живопись масляными красками — это зрелище его потрясло. Он раздобыл учебник «Родное слово» и начал рисовать на его страницах при свете керосиновой лампы, используя подручные средства.

В 18 лет юноша снова отправился на Соловки, теперь с твердым намерением попасть в иконописную мастерскую. Уговорив мать совершить паломничество, он по прибытии объявил, что остается в монастыре. Сначала Борисов снова работал рыбаком, но вскоре его приняли в мастерскую.

В 1885 году монастырь посетил Великий князь Владимир Александрович, который обратил внимание на талантливого юношу. Год спустя здесь же побывал известный художник Алексей Боголюбов — именно он взял Борисова с собой в Петербург. Там молодой человек поступил в рисовальную школу, затем в Академию художеств, начал участвовать в экспедициях на Север и создавать свои знаменитые арктические пейзажи.

Поддержка с самых верхов

Возникает вопрос: откуда у простого крестьянина взялись средства на такое образование и путешествия? Оказалось, что ему помогал сам министр финансов Сергей Витте, который представил Борисова императору и, по-видимому, ходатайствовал за него. Позже работы художника заметил Павел Третьяков и приобрел несколько картин для своей галереи. А в 1897 году император Николай II выделил Борисову щедрую субсидию для художественных экспедиций в Арктику.

Подумать только: обычный крестьянский ребенок, чьи родители были неграмотны и не могли оказать ему никакой финансовой поддержки. Лишь благодаря исключительному таланту и удачным встречам он проложил себе дорогу в жизнь, получив помощь от Великого князя, выдающихся художников вроде Репина, Куинджи и Шишкина, министра Витте, мецената Третьякова и самого императора.

Мостик между мирами

Но всего этого могло и не случиться, если бы не существовало особого «моста» между крестьянским миром и высшим обществом — таким мостом стали Соловки. Именно здесь могли пересечься пути простого талантливого крестьянина и влиятельных людей, которые могли этот талант заметить и поддержать.

Такая модель работала не только в России. Исторически именно церковь (а также армия и флот) давали людям из низших сословий шанс вырваться из своего круга. Если хотел сделать карьеру — шел служить отечеству. Если стремился к наукам или искусству — находил путь через церковные институты.

Лишь к началу XX века у простых крестьян появилось больше возможностей для социального роста — в первую очередь благодаря введению всеобщего бесплатного обязательного образования, которое постепенно стирало границы между сословиями.