Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности

Очевидно, что если крестьянский ребенок не ходил в школу или не получал образования другим способом, то возможности вырваться из своего социального круга у него почти не было. А с образованием, конечно, у большинства крестьян до Революции были большие сложности.

Причем даже не всегда проблема была в том, что в селах отсутствовали школы: не у всех родителей попросту было желание отдавать детей на обучение.

Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности

Зачем, мол, терять время на школу, если ребенок все равно пойдет по стопам предков и будет помогать родителям "в поле".

Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности

Однако, все-таки нельзя говорить, что возможностей для повышения своего социального статуса у крестьянских детей не было вообще. Особенно после отмены крепостного права. Эти возможности лучше рассмотреть на конкретном примере.

Взять А.Борисова - известнейшего живописца Арктики. Он был едва ли не первым, кто в принципе стал писать пейзажи Крайнего севера (вот тут его картины можно посмотреть подробнее). А еще он был писателем, общественным деятелем, исследователем полярных земель.

Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности
Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности
Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности
Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности
Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности

Его знают почти все, кто интересуются севером, а ведь это изначально простой крестьянский сын. Родился он в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии на берегу Северной Двины.

Грамоте Александр стал учиться у крестьянина-соседа (обратите внимание - крестьянин по соседству был грамотным; хотя, грамотных, как пишет сам Борисов, все таки было не много). Школы в той деревне в то время не было. Поэтому учился он по псалтыри.

Лет в 10 он страшно заболел и родители пообещали, что в случае выздоровления отдадут его в Соловецкий монастырь, чтобы целый год тот работал бесплатно.

В 15 лет его действительно отправили на Соловки и он стал работать на рыболовной тоне. Эта работа ему была по душе, но через год пришлось вернуться домой.

Как-то раз к нему в деревню приехали живописцы расписывать церковь, и так он впервые увидел изображение, написанное масляными красками, что его просто поразило. Он достал себе книжку "Родное слово" и стал рисовать. Видимо, на ее листах? А вот чем он рисовал - не поясняется. Но делал это при первой возможности, сидя у керосиновой лампы.

В 18 лет он решил отправиться на Соловки, чтобы попасть в иконописную мастерскую. Упросил мать пойти в монастырь поклониться святыням, а на месте уже поставил перед фактом, что, мол, останется тут.

Сначала он также работал рыбаком, а потом его в самом деле взяли в мастерскую. В 1885 году монастырь посетил Великий князь Владимир Александрович и обратил внимание на Борисова. На следующий год в монастырь попал А.А. Боголюбов, который и вывез начинающего художника в Петербург, где тот поступил в рисовальную школу, потом в академию художеств и пошло-поехало, Борисов начал ездить в экспедиции по северу и писать арктические пейзажи.

Где он взял деньги? Простому крестьянину помог аж целый министр финансов С.Ю. Витте. Он представил Борисова императору и, видимо, как-то ходатайствовал за художника. Потом на картины Борисова обратил внимание Третьяков и купил некоторые работы для Московской галереи. А в 1897 году Император предоставил Борисову щедрую субсидию на его художественные экспедиции в Арктику.

То есть подумать только, ну обычный же крестьянский ребенок, его родители даже не были грамотными и никакой финансовой поддержки ему оказать не могли. И только исключительно талант пробил ему дорогу, причем этому талантливому крестьянину помогал и Великий князь, и известнейшие художники (Репин, Куинджи, Шишкин), и Витте, и Третьяков, и сам Император.

Но всего этого бы не было, если бы не вот этот мостик между крестьянами и родовитыми людьми в виде Соловков. Именно так появилась возможность у них пересечься, и только так могли "на верхах" заметить талантливого крестьянина.

И так было повсеместно, не только в России. Именно церковь (и армия/флот) в первую очередь давали возможность вырваться из своего социального круга. Хочешь попробовать подняться по карьерной лестнице: идешь служить отечеству. Хочешь достичь чего-то в науке или искусстве: идешь в церковь.

И только к началу ХХ века у простых крестьян появилось больше возможностей. В первую очередь благодаря всеобщему бесплатному обязательному образованию.

Как крестьянские дети в Российской Империи могли подняться по социальной лестнице и достичь богатства и известности