Мои причины отказа от перевода автомобиля на газовое топливо

Каждый раз, когда я рассказываю о своей "буханке" в блоге или общаюсь с друзьями, неизменно находится человек, который настоятельно рекомендует установить газобаллонное оборудование (ГБО). Мне постоянно задают один и тот же вопрос: почему я до сих пор не перевел свой УАЗ на газ?

На все эти предложения я отвечаю отказом, объясняя, что не вижу для себя смысла в таком переходе и, честно говоря, не понимаю, как можно комфортно ездить на газу. Постараюсь подробно изложить свою позицию. Сразу оговорюсь — личного опыта эксплуатации автомобиля на газу у меня нет, так что мои рассуждения строятся на логике и потребностях моего формата путешествий.

Цена — не главный аргумент

Основным доводом сторонников газа всегда выступает его низкая стоимость. Признаю, что даже с учетом немного большего расхода по сравнению с бензином, поездки действительно обходятся дешевле. Я не спорю с экономической выгодой, но для меня этого недостаточно. Ключевая проблема — газовый баллон отнимет львиную долю полезного пространства в багажнике.

Проблема с пространством и практичностью

В нашем кемпере и без того негусто места. Установка баллона означала бы, что мне придется отказаться от перевозки множества вещей, которые удобно размещать в пластиковых контейнерах — они идеально вписываются в геометрию багажного отсека. Кто-то предложит разместить баллон вместо запасного колеса или на месте правого топливного бака. В первом случае запаску все равно нужно куда-то пристраивать. Делать для нее наружный кронштейн («калитку») — крайне неудобно: это усложнит доступ к багажу и потребует серьезных переделок. А возить колесо на крыше — совсем нерационально, я даже не хочу думать, как его туда затаскивать и спускать в случае прокола. Вариант с заменой бензобака на баллон тоже выглядит сомнительно.

Гибкость бензина против ограничений газа

Для меня принципиальное преимущество бензина — его универсальность и «портативность». Его можно хранить и перевозить практически в любой таре — от канистр до простого ведра. Легко купить, перелить и взять с собой запас. Малые топливные баки моей машины — это, по сути, те самые емкости, в которых я и вожу топливо. Я часто использую этот бензин для заправки генератора или других нужд в походных условиях. Канистры всех размеров можно разместить где угодно: в багажнике, на крыше, в салоне. С газом такой свободы нет. Нельзя создать оперативный запас, нельзя просто отлить немного из баллона для других целей.

Дефицит инфраструктуры

Здесь мы подходим к еще одному важному моменту: газовых заправок (АГЗС) на самом деле не так много. Не буду говорить про Европу, где с этим совсем сложно, но даже в России найти заправку с газом бывает непростой задачей. Я вспоминаю множество поездок, особенно к отдаленным точкам старта наших сплавов, когда мы не могли найти, где заправить обычные бытовые газовые баллоны. АГЗС часто оказывались закрытыми или их попросту не было на маршруте. Да, иногда заправиться газом было бы выгоднее. Но я не смог бы полагаться на него постоянно, а с учетом стоимости установки ГБО, его оформления и неизбежных хлопот, вся экономия свелась бы к нулю.

Газ — для другого формата эксплуатации

Я не эксперт, но твердо убежден, что газ идеально подходит для коммерческого транспорта с большими пробегами по известным маршрутам с развитой инфраструктурой, или для личных авто, которые ездят по одним и тем же дорогам мимо проверенных заправок. Для туристического автомобиля, который путешествует нечасто и часто забирается в глушь, газ — не самый подходящий вариант.

Отдельно — про газовые отопители

В заключение затрону тему газовых обогревателей. Это отдельный большой разговор, но если коротко: газовый отопитель не обеспечивает должной вентиляции в замкнутом пространстве, и он снова привязан к баллону. Говорю это как человек, который долго решал вопрос обогрева на лодке и в итоге остановился на дровяной печи с хорошей тягой. Газ купить можно не везде, например, в Ненецком автономном округе это почти нереально. Если на яхте остро стоит вопрос с электричеством, то в машине его всегда в избытке (спасибо генератору), поэтому зависимость от сети дизельного отопителя — не проблема. А повсеместная доступность солярки и вовсе снимает все вопросы о цене и возможности заправки.