Пришло время признать: японские организаторы вынуждены были отложить Олимпийские игры 2020 года. Мероприятие, запланированное на период с 24 июля по 9 августа в Токио, теперь состоится не раньше лета 2021 года. Это решение заставляет спортсменов перестраивать графики подготовки, туристов — менять маршруты, а бизнес — считать убытки в этом непредсказуемом мире.
Однако, несмотря на перенос, огромные инвестиции в создание бренда и сувенирной продукции не пропадут даром. Организаторы приняли мудрое решение сохранить официальное название «Токио 2020» даже для игр, которые пройдут в 2021 году. Это касается как Олимпиады, так и Паралимпийских игр. Символический огонь, уже доставленный в Японию, также останется в стране в ожидании своего часа.
Пока мир ждёт, я хочу рассказать о четырёх ключевых символах, которые были созданы для этой Олимпиады и теперь станут её лицом в следующем году. Начнём с сердца всех соревнований — главного стадиона.
Новый национальный стадион: традиции вместо футуризма
История главной арены полна драматизма. Изначально победу в конкурсе одержал футуристичный проект всемирно известного архитектора Захи Хадид. Однако в 2015 году от него отказались — он был слишком дорогим и, по мнению многих жителей Токио, не вписывался в городской ландшафт, напоминая гигантский шлем или робота.
В итоге право построить стадион получил японский архитектор Кенго Кума. Новый проект возводился на месте старого Национального стадиона 1964 года и стал полной противоположностью предыдущему. Вместо космических форм Кума обратился к национальным традициям: многоярусная структура напоминает классические японские пагоды.
Особое внимание было уделено экологичности и использованию натуральных материалов. Древесина широко применяется как в конструкциях навесов, так и в отделке фасадов, что было высоко оценено архитектурным сообществом. Этот стадион на 60 000 зрителей, с пятью надземными и двумя подземными этажами, уже открылся в конце 2019 года и с нетерпением ждёт церемоний открытия и закрытия Игр.
Олимпийский факел: цветок сакуры из металла памяти
Дизайн олимпийского факела — это история надежды и возрождения. Его создатель, японский дизайнер Токуджин Йошиока, вдохновлялся рисунками цветущей сакуры, которые делали дети, пострадавшие от разрушительного землетрясения и цунами 2011 года.
При взгляде сверху факел действительно напоминает цветок: пять отдельных раструбов, в которых будет гореть огонь, символизируют лепестки сакуры. Факел длиной 71 см и весом 1,2 кг выполнен в цвете розового золота.
Но главная особенность — в материале. Он изготовлен из цельного алюминия по технологии, используемой для производства знаменитых японских сверхскоростных поездов «Синкансэн». Часть этого алюминия была получена путём переработки временного жилья, построенного для жертв той самой трагедии 2011 года, что придаёт факелу глубокий символический смысл памяти и стойкости.
Пиктограммы: ретро-дань уважения 1964 году
Набор из 50 спортивных пиктограмм для Токио-2020 — это сознательная отсылка к прошлому. Их стиль致敬 (отдаёт дань уважения) пиктограммам первых Токийских Олимпийских игр 1964 года. Над их созданием графический дизайнер Масааки Хиромура трудился целых два года.
Пиктограммы представляют все 33 вида спорта олимпийской программы (некоторым дисциплинам посвящено несколько иконок). Набор существует в двух вариантах — с фоном и без, для использования на плакатах, билетах и указателях. Для Японии это особый символ, ведь именно на Играх 1964 года в Токио пиктограммы впервые стали неотъемлемой частью визуального оформления Олимпиады.
Эти стильные символы уже сейчас украшают ограждение строящейся Олимпийской деревни, напоминая о приближающемся празднике спорта.
Эмблема: от скандала к «шахматной» гармонии
Создание официальной эмблемы также не обошлось без перипетий. Первоначальный логотип, разработанный Кендзиро Сано, уже после утверждения оказался в центре скандала. Его обвинили в сходстве с эмблемой одного бельгийского театра, что привело к судебному разбирательству, которое в итоге было прекращено.
Чтобы избежать любого негативного фона, японцы решили начать с чистого листа. Новые эмблемы для Олимпийских и Паралимпийских игр создал художник Асао Токоло. Их часто называют «шахматными» из-за композиции, составленной из множества прямоугольников разной формы.
Авторская концепция говорит о «гармоничном разнообразии» и «платформе для объединения мира». Как бы то ни было, эти лаконичные и современные эмблемы теперь станут узнаваемым символом Игр, которые, хоть и позже, но обязательно состоятся.
