271 км/ч: Пять отечественных скоростных поездов, которые могли изменить наши железные дороги, но остались в истории

Когда речь заходит о скоростных железных дорогах в России, мы сразу вспоминаем импортные составы. Однако в нашей истории было как минимум пять амбициозных отечественных проектов, которые дошли до стадии испытаний и даже рекордов, но, к сожалению, так и не стали массовыми. Они могли бы задать совершенно другой вектор развития, но остались лишь страницами в летописи инженерной мысли.

Современный парк: что ездит сейчас?

Сегодня основу скоростного сообщения в России составляют поезда иностранного производства. Самый распространенный — это немецкий «Сапсан» от Siemens, их у нас шестнадцать составов. На втором месте — испанский «Стриж», который, впрочем, тянет наш отечественный электровоз ЭП20, и этим можно гордиться. Третью строчку занимает итальянский Allegro. И лишь на четвертом, скромном месте, находится полностью российский «Невский экспресс», выпущенный в количестве всего двух составов.

ЭР-200: Первенец советских скоростей

Первую серьезную попытку создать свой скоростной электропоезд предприняли еще в середине 1960-х. Над проектом трудился целый комплекс из более чем 50 научных институтов, конструкторских бюро и заводов. Результатом их десятилетней работы стал состав ЭР-200, сошедший с конвейера Рижского вагоностроительного завода в 1973 году.

Потребовалось еще около десяти лет на доводку и испытания, прежде чем в 1984 году поезд начал регулярно возить пассажиров между Москвой и Ленинградом. Изначально путь занимал почти пять часов, но позже его удалось сократить до впечатляющих по тем временам 3 часов 55 минут. Всего было построено два состава, которые исправно служили до 2009 года, пока их не сменили новые «Сапсаны». Сейчас эти легендарные вагоны можно увидеть в железнодорожных музеях.

Реактивный вагон: Гибрид поезда и самолета

Параллельно с ЭР-200 в начале 1970-х родился один из самых необычных проектов — реактивный поезд. Инженеры взяли обычный вагон ЭР22, установили на него списанные авиационные двигатели от самолета Як-40, значительно улучшили аэродинамику и спрятали колеса под обтекатели.

Единственный экспериментальный вагон пять лет, с 1971 по 1975 год, проходил испытания. В 1972 году на Приднепровской железной дороге он разогнался до 250 км/ч, установив рекорд для СССР. Рассказывают, что во время испытаний в Подмосковье от грохота реактивных двигателей в домах близ путей чуть ли не вылетали стекла. Однако проект закрыли из-за чудовищного шума, огромного расхода топлива и низкой практической эффективности. Сейчас часть того вагона стоит как памятник у проходной Тверского вагоностроительного завода.

ТЭП80: Непризнанный рекордсмен

В 1980-х годах был построен, а в начале 1990-х испытан тепловоз ТЭП80. Именно ему принадлежит абсолютный рекорд скорости на российских рельсах — 271 км/ч, достигнутый в 1993 году на линии Москва–Петербург. Что удивительно, испытания проводили без особой помпы, не перекрывая движение и даже не приглашая официальных регистраторов рекордов. Хотя зарубежные специалисты признали этот результат мировым достижением для тепловозов, в Книгу рекордов Гиннесса он так и не попал.

Расчеты показывали, что локомотив мог бы разгоняться и до 350 км/ч, но в непростые 1990-е годы стране было не до внедрения новых технологий на железной дороге. Интересно, что позже с тепловозом знакомились инженеры немецкой Siemens. Сегодня оба построенных ТЭП80 тоже стали музейными экспонатами.

«Сокол»: Детище оборонки

В 1990-е годы, когда оборонные предприятия искали новые задачи, им поручили создать высокоскоростной электропоезд «Сокол». Работу возглавило знаменитое КБ «Рубин», а всего в проекте участвовало более 60 организаций.

Поезд построили, и с 2000 года начались его испытания, кульминацией которых стал рекорд в 236 км/ч летом 2001 года. Особой гордостью была полностью отечественная компьютерная система управления. На проект потратили около 450 миллионов долларов. Все, с кем я общался, признают: у состава были проблемы, но они были решаемы при должном финансировании и времени. Сам факт, что оборонные заводы с нуля создали работающий скоростной поезд, — огромное достижение. Однако в итоге выбор пал на немецкие «Сапсаны». И это случилось уже в 2000-е годы. Сегодня «Сокол» можно увидеть в музее РЖД в Санкт-Петербурге.

«Невский экспресс»: Загадка одного направления

Этот поезд для меня — самая большая загадка. С 2001 года он успешно курсирует между Москвой и Петербургом, показывая время в пути, сопоставимое с «Сапсаном». Вагоны у него российские, производства Тверского завода, а тянет состав чаще всего наш электровоз ЭП20. Но почему-то таких составов существует всего два.

Да, возможно, по комфорту и ощущениям от скорости он немного уступает импортным аналогам, но это вопросы доработки. На мой вопрос, готов ли Тверской завод возобновить выпуск таких вагонов, я получил утвердительный ответ, но при условии наличия заказа. Почему его нет — для меня остается открытым вопрос. Поезд ходит шесть дней в неделю, кроме субботы, доказывая свою надежность.