Дорога к Миккели: финские грунтовки, унылые пейзажи и спокойный ритм жизни

Новый день нашего финского путешествия начался с поспешного отъезда с места ночевки на нашем кемпере-«буханке». Мы решили не задерживаться и первым делом заехать в ближайший городок за провизией. Причина была в легком беспокойстве: прошлым вечером мимо проезжал велосипедист, и мы немного опасались, что наш нестандартный микроавтобус, появившийся вне сезона и привычных маршрутов, мог привлечь ненужное внимание. Опыт прошлых балтийских путешествий научил меня, что местных жителей порой шокируют непривычные вещи, и они, руководствуясь благими намерениями, могут вызвать полицию. Так уже случалось со мной и в Швеции, и в Финляндии.

К счастью, на этот раз полиция не приехала, и около восьми утра мы уже скрылись с того места. Мы вернулись в Тааветти по тем же живописным грунтовкам, которые я уже с восторгом описывал ранее. В городке мы закупили продукты на несколько дней вперед, приобрели финскую предоплаченную сим-карту с безлимитным интернетом и, вооружившись всем необходимым, отправились дальше в путь.

Конкретных планов на этот переход у нас по-прежнему не было, поэтому, двигаясь в сторону Лапландии, мы выбрали в качестве главного ориентира город Миккели — административный центр одноименного района.

Дорога была не из легких. Мы буквально плескались в лужах и тряслись на ухабах, медленно продвигаясь к цели.

Погода не радовала, а однообразные пейзажи за окном и бесконечные колдобины быстро начали нас утомлять.

В конце концов мы выехали на федеральную трассу, и последние километры до города преодолели уже по ней.

Финские трассы: знакомый пейзаж с поправкой на детали

Крупные дороги в Финляндии (те, что с двух- и трехзначными номерами и выделены на картах красным) показались мне довольно скучными. Если бы не яркая желтая разметка, местами можно было подумать, что едешь по глубинке нашей Коми, Карелии или Архангельской области. Хотя, конечно, есть и отличия — например, более продуманные площадки для отдыха.

Придорожные кафе и заправки тоже выглядели почти как у нас, за исключением того, что почти все здания здесь традиционно красят в красный цвет. В остальном же: разбитые парковки, неуютные строения, мокрая техника, безучастно стоящая под дождем. В одном месте мы даже увидели старый, вросший в землю вертолет Ми-8 с надписью «Аэрофлот» на борту — то ли памятник, то ли просто рекламный объект для привлечения посетителей в местное заведение.

Миккели: древний погост в облике современного города

Миккели оказался типичным финским городком: малоэтажная застройка, магазины, площадь в центре.

Все выглядело современно и ухоженно — никаких древних крепостей или замков мы не заметили, хотя история у города очень давняя. Еще в 1270 году Миккели был новгородским погостом.

Первое письменное упоминание о поселении Миккели относится к 1323 году и содержится в Ореховском мирном договоре, по которому область Саволакс отошла Шведскому королевству. Конечно, здесь есть свои достопримечательности, вроде кафедрального собора, но они нас не слишком заинтересовали. Изначально мы планировали погулять по городу, но эти планы быстро растаяли вместе с ухудшающейся погодой.

Поднялся сильный ветер, и пошел мокрый снег, который временами превращался в настоящую метель. Поэтому у центральной площади мы остановились всего на несколько минут, чтобы наметить дальнейший маршрут.

Новой целью я выбрал Варкаус — город-побратим Петрозаводска. От Миккели до него всего около ста километров, но, так как спешить нам было некуда, мы решили заночевать в лесу где-нибудь на полпути. Изучив карту, я проложил маршрут, позволяющий избежать крупных дорог, и мы тронулись в путь.

Особенности финского вождения

Хочу отдельно отметить организацию движения в финских городах. Миккели — город немаленький, с множеством перекрестков и светофоров. Вроде бы, все устроено почти как у нас, но с небольшими, но важными отличиями. Первое время я чувствовал себя почти как новичок за рулем, но быстро освоился. Например, меня поначалу сбивали с толку дополнительные секции светофоров, но я быстро разобрался. Главный принцип здесь — не торопиться и сохранять спокойствие.

Вообще, эта расслабленная манера езды финнов мне очень импонирует. Я и сам дома предпочитаю ездить неспешно и осмотрительно. Но у нас на дорогах часто царит суета, многие куда-то несутся, совершают резкие маневры. А здесь все движутся с одинаковым, размеренным спокойствием. Короче говоря, если не превышать скорость 30 км/ч, часто останавливаться, чтобы пропустить тех, у кого приоритет (даже если они еще далеко), то никаких проблем не возникает.

В поисках ночлега

Покинув Миккели, мы проехали по большой трассе, которая, к нашей радости, имела даже широкие обочины, привычные русскому глазу, до деревни Хирола, а там свернули в сторону леса. Ну, как в лес — на очередную грунтовую дорогу, которая вела примерно в нужном нам направлении.

Правда, этот район оказался довольно густонаселенным. То и дело мы проезжали мимо отдельных домов, многие из которых, судя по нетронутому снегу у входа, в этот сезон были необитаемы. В итоге нам попалась на глаза давно неезженая лесная дорога.

Мы свернули на нее, увидели впереди едва заметную колею, свернули на нее и оказались на другой такой же заброшенной дорожке. Снег здесь лежал абсолютно нетронутым, следов машин не было видно. Слева виднелось озеро и крыша какого-то домика. Мы решили, что раз тут явно никого нет, то и мы никому не помешаем. Я поставил машину у самой кромки леса, чтобы ее не было видно с открытого пространства, и мы начали готовиться к ночевке.

Другие наши рассказы о путешествии по Финляндии читайте по тегу #финляндия.sevprostor