Борьба за выживание: как власти губят последнюю действующую узкоколейку России

Честно говоря, меня охватило настоящее возмущение, когда я узнал о ситуации, сложившейся вокруг Каринской узкоколейной железной дороги в Кировской области. Это последняя в нашей стране узкоколейка с регулярным пассажирским сообщением, настоящая транспортная артерия для местных жителей. Однако вместо поддержки власти методично сокращают её финансирование, ставя под угрозу само существование этого уникального объекта.

Жизненно важная связь

Речь идёт о дороге, соединяющей город Кирово-Чепецк с отдалённым районом Каринторф, расположенным за рекой Чепцой. Эта река известна своими мощными весенними разливами, а часто паводки случаются и в другое время года.

Через Чепцу переброшен понтонный автомобильный мост, но на период половодья его разбирают, и на несколько месяцев связь между берегами обеспечивает исключительно узкоколейная железная дорога. Вот как выглядит её схема на «Яндекс.Картах».

Дорога работает без перерывов, поезда курсируют по ней несколько раз в сутки. Подробный репортаж о её буднях можно найти по ссылке.

Новая жизнь и новые надежды

В прошлом году узкоколейку выкупили энтузиасты-железнодорожники из Москвы (интервью с руководителем проекта Евгением Стерлиным доступно здесь). Эти люди смотрят в будущее. Они понимают, что когда-нибудь, возможно, построят капитальный мост, и дорогу ликвидируют. Но они решили сделать всё возможное, чтобы сохранить её наследие уже сейчас.

В депо организовали музей (я уже писал о нём), который стал привлекать туристов. О дороге заговорили даже в специализированных железнодорожных изданиях Великобритании и Германии. Впервые за много лет начался реальный ремонт подвижного состава.

Для сравнения: так выглядел старый, изношенный тепловоз с вагоном.

А так — после ремонта.

Новые владельцы вложили средства и в восстановление пути, отремонтировали пассажирскую дрезину.

Приобрели струг для обслуживания и ремонта путей.

Более того, им удалось выиграть президентский грант на реставрацию исторического тепловоза Ту-2.

Власти против развития

Короче говоря, на узкоколейке забурлила жизнь, какой не было десятилетиями. Такая, которой можно и должно гордиться. По логике вещей, местные, областные и даже федеральные власти должны были заметить этот позитивный импульс и поддержать его. Да и РЖД могло бы помочь «младшим братьям».

Наверное, так и произошло бы в Германии или Великобритании, где к историческим железным дорогам относятся как к национальному достоянию. Но мы в России. И здесь местные чиновники, увидев активность новых владельцев, решили… сократить им финансирование.

Было 15,5 миллионов рублей, стало 14.

«Расходы на финансирование УЖД в 2020 году уменьшились на 1,5 миллиона руб. по сравнению с 2019 годом и более чем на 4 млн руб. по сравнению с 2015 при ежегодной инфляции около 6%. То есть на данный момент с учетом инфляции в реальном выражении дотации сократились на 40% по сравнению с 2015 годом. <...> На вопрос, "как быть?", ведь все только дорожает, давался ответ в стиле "Денег нет, но вы держитесь". Но мы не волшебники и не можем приказать тепловозу - расходовать на 40% меньше топлива и на 40% меньше ломаться», – говорится в сообщении «Музея железных дорог» (так называется организация-владелец) «Вконтакте».

В том же сообщении раскрываются и другие абсурдные детали: например, администрация отказывается согласовывать проведение вакцинации сотрудников от клещевого энцефалита, хотя маршрут проходит через лес, где риск укуса клеща в сезон очень высок.

Борьба за существование

В сложившейся ситуации «Музей» вынужден искать способы выживания. Один из вариантов — отказаться от перевозок как от вида деятельности, найдя стороннего перевозчика и сдав ему технику в аренду. Тогда вопросы субсидий лягут на плечи арендатора, а владельцы инфраструктуры смогут сосредоточиться на её сохранении и, возможно, получить федеральную поддержку, избавившись от бюрократической волокиты с отчётами.

Но все эти ухищрения — лишь следствие главной проблемы. Вместо создания условий для развития уникального проекта, его владельцам приходится тратить силы на борьбу с властями, выбивая каждую копейку.

Когда журналисты задали вопрос главе администрации Кирово-Чепецка, он лишь сухо заметил, что перевозчик, по его мнению, не имеет права расторгать договор. По существу проблемы сказать ему было нечего.

Журавль в небе против синицы в руках

Позиция местных властей проста и коротка: раз когда-нибудь (возможно!) построят капитальный мост, узкоколейка станет не нужна, а значит, и вкладывать в неё деньги бессмысленно. Владельцы же справедливо возражают: мост — это пока лишь проект, «журавль в небе». А дорога, которую не ремонтируют, через год-два придет в негодность, и Ространснадзор её закроет по объективным причинам. Я видел состояние путей и верю скорее им: власти своим бездействием и недофинансированием методично уничтожают эту железную дорогу.

И последний вопрос к властям Кирово-Чепецка: неужели у вас действительно не найдётся полутора миллионов рублей на поддержку уникальной для всей России дороги? Вы действительно не понимаете, что у вашего города впервые появился реальный туристический потенциал, и только благодаря увлечённым людям? Вам не очевидно, что если не ставить им палки в колёса, а помочь, то в перспективе выгода для всего района может быть куда значительнее?

Эх, грустно всё это.