Честно говоря, меня охватило настоящее возмущение, когда я узнал о ситуации, сложившейся вокруг Каринской узкоколейной железной дороги в Кировской области. Это последняя в нашей стране узкоколейка с регулярным пассажирским сообщением, настоящая транспортная артерия для местных жителей. Однако вместо поддержки власти методично сокращают её финансирование, ставя под угрозу само существование этого уникального объекта.
Жизненно важная связь
Речь идёт о дороге, соединяющей город Кирово-Чепецк с отдалённым районом Каринторф, расположенным за рекой Чепцой. Эта река известна своими мощными весенними разливами, а часто паводки случаются и в другое время года.
Через Чепцу переброшен понтонный автомобильный мост, но на период половодья его разбирают, и на несколько месяцев связь между берегами обеспечивает исключительно узкоколейная железная дорога. Вот как выглядит её схема на «Яндекс.Картах».
Дорога работает без перерывов, поезда курсируют по ней несколько раз в сутки. Подробный репортаж о её буднях можно найти по ссылке.
Новая жизнь и новые надежды
В прошлом году узкоколейку выкупили энтузиасты-железнодорожники из Москвы (интервью с руководителем проекта Евгением Стерлиным доступно здесь). Эти люди смотрят в будущее. Они понимают, что когда-нибудь, возможно, построят капитальный мост, и дорогу ликвидируют. Но они решили сделать всё возможное, чтобы сохранить её наследие уже сейчас.
В депо организовали музей (я уже писал о нём), который стал привлекать туристов. О дороге заговорили даже в специализированных железнодорожных изданиях Великобритании и Германии. Впервые за много лет начался реальный ремонт подвижного состава.
Для сравнения: так выглядел старый, изношенный тепловоз с вагоном.
А так — после ремонта.
Новые владельцы вложили средства и в восстановление пути, отремонтировали пассажирскую дрезину.
Приобрели струг для обслуживания и ремонта путей.
Более того, им удалось выиграть президентский грант на реставрацию исторического тепловоза Ту-2.
Власти против развития
Короче говоря, на узкоколейке забурлила жизнь, какой не было десятилетиями. Такая, которой можно и должно гордиться. По логике вещей, местные, областные и даже федеральные власти должны были заметить этот позитивный импульс и поддержать его. Да и РЖД могло бы помочь «младшим братьям».
Наверное, так и произошло бы в Германии или Великобритании, где к историческим железным дорогам относятся как к национальному достоянию. Но мы в России. И здесь местные чиновники, увидев активность новых владельцев, решили… сократить им финансирование.
Было 15,5 миллионов рублей, стало 14.
В том же сообщении раскрываются и другие абсурдные детали: например, администрация отказывается согласовывать проведение вакцинации сотрудников от клещевого энцефалита, хотя маршрут проходит через лес, где риск укуса клеща в сезон очень высок.
Борьба за существование
В сложившейся ситуации «Музей» вынужден искать способы выживания. Один из вариантов — отказаться от перевозок как от вида деятельности, найдя стороннего перевозчика и сдав ему технику в аренду. Тогда вопросы субсидий лягут на плечи арендатора, а владельцы инфраструктуры смогут сосредоточиться на её сохранении и, возможно, получить федеральную поддержку, избавившись от бюрократической волокиты с отчётами.
Но все эти ухищрения — лишь следствие главной проблемы. Вместо создания условий для развития уникального проекта, его владельцам приходится тратить силы на борьбу с властями, выбивая каждую копейку.
Когда журналисты задали вопрос главе администрации Кирово-Чепецка, он лишь сухо заметил, что перевозчик, по его мнению, не имеет права расторгать договор. По существу проблемы сказать ему было нечего.
Журавль в небе против синицы в руках
Позиция местных властей проста и коротка: раз когда-нибудь (возможно!) построят капитальный мост, узкоколейка станет не нужна, а значит, и вкладывать в неё деньги бессмысленно. Владельцы же справедливо возражают: мост — это пока лишь проект, «журавль в небе». А дорога, которую не ремонтируют, через год-два придет в негодность, и Ространснадзор её закроет по объективным причинам. Я видел состояние путей и верю скорее им: власти своим бездействием и недофинансированием методично уничтожают эту железную дорогу.
И последний вопрос к властям Кирово-Чепецка: неужели у вас действительно не найдётся полутора миллионов рублей на поддержку уникальной для всей России дороги? Вы действительно не понимаете, что у вашего города впервые появился реальный туристический потенциал, и только благодаря увлечённым людям? Вам не очевидно, что если не ставить им палки в колёса, а помочь, то в перспективе выгода для всего района может быть куда значительнее?
Эх, грустно всё это.
