Прогуливаясь по Праге, вы быстро понимаете, что это не просто город с классической архитектурой, а настоящая галерея под открытым небом, полная сюрпризов. Не отходя далеко от популярных туристических маршрутов, можно столкнуться с удивительными и часто шокирующими работами современного скульптора Давида Черны. Его творения — это всегда диалог, а иногда и вызов. На первый взгляд может показаться, что у автора весьма эксцентричное воображение, но на деле каждая инсталляция — это тонкая смесь чёрного юмора, социальной провокации и острой политической сатиры, заставляющая зрителя не просто смотреть, но и размышлять. Давайте познакомимся с некоторыми из его самых известных работ, которые стали неотъемлемой частью городского пейзажа чешской столицы.
Святой Вацлав на дохлом коне: Ирония над историей
Пассаж Люцерна, ул. Штепанска, 704/61
Святой Вацлав, покровитель Чехии, традиционно изображается как благородный всадник. Однако Черны предлагает свою, скандальную версию. Его работа, скрытая в пассаже торгового центра «Люцерна», — прямая пародия на величественный памятник на Вацлавской площади. Здесь святой восседает на брюхе мёртвой, подвешенной за ноги лошади. Автор редко даёт пояснения, поэтому интерпретаций множество. Одна из самых популярных гласит, что это не Вацлав, а карикатура на первого президента Чехии Вацлава Гавела. Дохлый конь и нелепая поза всадника могут символизировать усталость от власти и кризис идей, намекая, что политик «засиделся» на своём посту. Таким образом, Черны через искусство выразил своё несогласие с политическим курсом.
Писающие мужчины: Вода, политика и карта Европы
Адрес: Cihelná 2b, Praha 1 (музей Кафки)
Отправляясь кормить лебедей на набережную Влтавы, обязательно загляните во дворик музея Франца Кафки. Там вас встретят две бронзовые фигуры, справляющие малую нужду в бассейн, повторяющий очертания Чехии. Хотя фонтаны с подобными мотивами не редкость, здесь скрыт deeper смысл. Присмотритесь к контурам водоёма — это карта страны. Одна из трактовок: струи символизируют главные реки Чехии — Влтаву и Лабу (Эльбу), орошающие и питающие землю, что означает процветание. Другая, более ироничная версия, видит в фигурах президентов Чехии и Словакии, «мочащихся» на судьбу собственного государства после раздела Чехословакии.
Висящий человек: Фрейд, Ленин и оторванность от реальности
Адрес: Betlémské náměstí 350/7, Praha 1
Одна из самых тревожных работ — фигура человека, одной рукой цепляющегося за балку на крыше старого дома. Многие принимают его за Ленина, но это Зигмунд Фрейд. Скульптура, по замыслу автора, символизирует оторванность интеллектуальной элиты и сложных философских идей (вроде психоанализа) от повседневных проблем простых людей. Работа не раз вызывала переполох: во время выставки в Чикаго прохожие приняли фигуру за настоящего самоубийцу и вызвали полицию, что лишь подчёркивает её мощный провокационный эффект.
Эмбрион: Символ новой жизни без политики
Адрес: Anenské náměstí 5, Praha 1
Не все работы Черны несут политический подтекст. «Эмбрион», подаренный театру на его 50-летие, — это метафора творческого начала. Скульптура, прикреплённая к водосточной трубе как к пуповине, символизирует зарождение новой художественной жизни. Ночью она подсвечивается, создавая особую атмосферу. Однако даже эта, казалось бы, безобидная работа вызвала споры: часть коллектива театра требовала её убрать, считая неуместной.
Младенцы со штрих-кодами: Протест против обезличивания
Адрес: U Sovových mlýnů 2, 118 00 Praha 1-Malá Strana (остров Кампа)
На острове Кампа «ползают» гигантские бронзовые младенцы. Вблизи становится страшно: вместо лиц у них — штрих-коды. Это яркое выражение позиции автора против абортов и, в более широком смысле, против обезличивания человека в современном обществе, где всё превращается в товар. Похожие фигуры можно увидеть и на Жижковской телебашне, которую иногда называют самым уродливым зданием Европы. Изначально они планировались как временная инсталляция, но стали её постоянным и узнаваемым элементом.
Адрес: Mahlerovy sady 1, Praha 3
Подхалимство: Взгляд изнутри на систему
И напоследок — работа «Подхалимство» (Brown-nosing). Её суть ясна без слов: две огромные согнутые фигуры в характерных позах. Но Черны и тут добавляет интерактива: внутрь скульптуры можно забраться по лестнице и посмотреть короткий сатирический фильм, который проецируется внутри. Это даёт возможность буквально заглянуть «в суть» явления подхалимства и лицемерия, часто царящих в бюрократических и корпоративных системах.
Адрес: Holečkova 789/49, Praha 5 (галерея Futura)
Каждая из этих работ оставляет сильное впечатление и провоцирует на диалог. А какая скульптура Давида Черны показалась вам самой необычной, забавной или отталкивающей?
