Провокационное искусство Праги: скульптуры Давида Черны, которые заставляют задуматься

Прогуливаясь по Праге, вы оказываетесь в настоящем музее современного искусства прямо под открытым небом. Не покидая центральных улиц чешской столицы, можно встретить удивительные и часто шокирующие работы скульптора-провокатора Давида Черны. В этой статье я хочу поделиться впечатлениями от знакомства с его самыми известными творениями.

На первый взгляд может показаться, что у автора весьма специфическое чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Однако, погружаясь в контекст, понимаешь: каждая его работа — это сложный сплав иронии, социальной критики и политической сатиры, заставляющий зрителя не просто смотреть, а размышлять.

Святой Вацлав на дохлом коне (Перевернутый конь)

Адрес: Пассаж Люцерна, ул. Штепанска, 704/61

Святой Вацлав — национальный символ и покровитель Чехии, чей классический памятник красуется на главной площади. Работа Черны — дерзкая и остроумная пародия на этот канонический образ. Вместо гордого всадника на могучем скакуне мы видим фигуру, восседающую на брюхе мертвой лошади, подвешенной вверх ногами.

Автор редко дает пояснения, поэтому интерпретаций множество. Одна из самых популярных гласит, что это не святой, а карикатура на бывшего президента Вацлава Гавела. Дохлый конь и нелепая поза всадника, по мнению многих, намекают на политическое «засилье» и несогласие художника с курсом власти. Это типичный для Черны прием — использовать исторический образ для злободневного высказывания.

Писающие мужчины

Адрес: Cihelná 2b, Praha 1 (во дворе музея Кафки)

Если вы направитесь к реке Влтава, например, чтобы покормить лебедей, загляните во дворик музея Франца Кафки. Там вас встретит необычный фонтан: две бронзовые фигуры мужчин, писающих в бассейн, очертания которого повторяют карту Чехии. Хотя тема и кажется банальной, исполнение гениально.

Присмотритесь: струи воды не просто падают, а выписывают слова. А форма бассейна — это прямая отсылка к географическим границам страны. Существует красивая версия, что две струи символизируют главные реки — Влтаву и Лабу (Эльбу), олицетворяя жизненную силу и процветание нации. Другая, более ироничная трактовка, видит в фигурах лидеров Чехии и Словакии, что добавляет работе политического подтекста.

Висящий человек (Зигмунд Фрейд)

Адрес: Betlémské náměstí 350/7, Praha 1

Одна из самых тревожных и запоминающихся работ. Фигура человека, цепко держащегося одной рукой за балку на крыше высокого здания, многих заставляет замереть. Хотя это Зигмунд Фрейд, некоторые туристы видят в нем Ленина. Скульптура — метафора оторванности интеллектуальной элиты и сложных философских идей (вроде психоанализа) от повседневных проблем обычных людей.

Инсталляция настолько реалистична, что не раз вызывала панику. Во время выставки в Чикаго прохожие приняли Фрейда за настоящего самоубийцу и вызвали полицию, что лишь подтверждает силу воздействия этого провокационного искусства.

Эмбрион

Адрес: Anenské náměstí 5, Praha 1 (на здании театра). Ночью скульптура подсвечивается.

Эта работа — подарок театру на его 50-летний юбилей и одна из немногих, лишенных явной сатиры. Светящийся эмбрион, прикрепленный к стене, словно соединен с водосточной трубой-пуповиной. Это символ нового начала, зарождения творческой жизни и свежих идей для театрального коллектива.

Интересно, что даже такая, казалось бы, безобидная и позитивная работа вызвала споры. Часть сотрудников театра выступала против инсталляции, требуя ее убрать, что показывает, как искусство Черны всегда находит отклик — положительный или резко отрицательный.

Младенцы

Адрес: U Sovových mlýnů 2, 118 00 Praha 1-Malá Strana (остров Кампа)

Эти ползающие гигантские младенцы с первого взгляда кажутся милыми. Но при ближайшем рассмотрении вместо лиц у них обнаруживаются штрих-коды. Это мощное и мрачное высказывание художника против абортов, превращающее безликую статистику в пугающие физические образы.

Похожие скульптуры можно увидеть и на Жижковской телевизионной башне, которую часто называют самым неоднозначным зданием Европы. Черны тщательно, полтора года, выбирал положение для каждой из десяти фигур на башне. Изначально задуманные как временная инсталляция, они так полюбились (или запомнились), что стали ее постоянным и самым известным украшением.

Адрес: Mahlerovy sady 1, Praha 3 (Жижковская телебашня)

Подхалимство (Brown-nosing)

Адрес: Holečkova 789/49, Praha 5 (галерея Futura)

И на закуску — работа, название которой говорит само за себя. Две согнутые фигуры в странных позах — наглядная и беспощадная сатира на сервильность и угодничество. Самое интересное, что внутрь скульптуры можно заглянуть, поднявшись по лестнице, где демонстрируется специальное видео, добавляющее новый слой восприятия к этой провокационной работе.

Каждая из этих скульптур оставляет сильное впечатление и заставляет задуматься. А какая работа Давида Черны показалась вам самой необычной, шокирующей или гениальной?