От каналов к улицам: Петербургские артерии, сменившие водную гладь на асфальт

Санкт-Петербург с самого своего основания задумывался как морская столица, а его создатель, Пётр I, лелеял амбициозную мечту превратить город в подобие Амстердама. Эта идея воплощалась в масштабном создании водных путей — каналов, многие из которых со временем были засыпаны. Интересно, что в первые десятилетия жизни города мосты были редкостью, и основным способом передвижения по городу предполагалось сделать лодки.

Васильевский остров: несостоявшаяся «Северная Венеция»

Главным полигоном для эксперимента по созданию «русского Амстердама» стал Васильевский остров. Архитектор Доменико Трезини разработал для него смелый проект: покрыть всю территорию острова сетью судоходных каналов, которые должны были служить и транспортными артериями, и элементами дренажной системы.

Сетка планируемых каналов на Васильевском острове:

Работы начались, но проект довольно быстро забросили. Успели прорыть каналы только до 13-й линии. Они оказались слишком мелкими и узкими для полноценного судоходства. Со временем вода в них застаивалась, превращаясь в рассадник инфекций, а жители окрестных домов стали использовать их как стихийную свалку. Окончательно эти проблемные каналы были засыпаны уже в эпоху правления Екатерины II.

Улицы-призраки: где раньше текла вода

Однако память о водном прошлом города жива. На современной карте Петербурга можно найти улицы, которые до сих пор носят в своих названиях слово «канал» — это прямое указание на их былое предназначение.

1. Введенский канал.

Эта улица протянулась от Обводного канала до набережной реки Фонтанки, идя параллельно железнодорожным путям, ведущим к Витебскому вокзалу. Там, где сейчас асфальт, когда-то плескалась вода. Введенский канал был прорыт в начале XIX века и служил для движения небольших судов и забора воды. Его засыпали в конце 1960-х годов.

Фотография Введенского канала, 1904-1914 годы:

Последние годы существования канала (фото 1957 года):

2. Масляный канал.

Его траектория более причудлива — он шёл не по прямой, а под углом.

Историческое назначение этого канала буквально зашифровано в его названии. Он огибал небольшой островок под названием Масляный буян. Такое водное кольцо служило естественной защитой от пожаров для складов, где хранились запасы растительного масла. Сегодня на месте этого канала лежит одноимённая улица.

Фотографии Масляного канала, 1926 год:

Вот такие удивительные метаморфозы происходили в уникальной ткани Петербурга: там, где когда-то звенела вода и скользили лодки, теперь ездят автомобили и ходят пешеходы. Водные артерии превратились в сухопутные улицы, но их старинные названия, как памятная табличка, продолжают рассказывать нам истории из прошлого великого города.