Путешествуя в вагонах дальнего следования, я не раз замечал, насколько они становятся благоприятным местом для распространения вирусов гриппа и простуды. Основная причина, с которой я столкнулся, — это халатное отношение к работе системы вентиляции. Проводники часто игнорируют правила, а пассажиры, особенно те, кто одевается не по сезону, постоянно жалуются на сквозняки, что только усугубляет ситуацию. Кроме того, как выяснилось, существуют и конструктивные недостатки самих вагонов, о чем недавно писал один из читателей, обратившись с этим вопросом прямо к президенту России.
Почему вентиляция не работает как надо
Проблема, которую поднял Алексей в своем письме, касается практически всех моделей вагонов в поездах дальнего следования. Мы уже не раз писали об этом, но ситуация мало меняется. Современные вагоны делают максимально герметичными, и если вентиляция отключена, воздух внутри быстро становится спертым и душным. Хотя по правилам Роспотребнадзора приток свежего воздуха должен быть постоянным, на практике бригады поездов почти всегда нарушают эти требования, что создает серьезные риски для здоровья пассажиров.
«Главная сложность в том, что у вагонов есть конструктивные недоработки. Например, если зимой включить автоматическую вентиляцию или климат-контроль, многим пассажирам кажется, что их продувает (часто это те, кто одет слишком легко для зимней поездки, в майках или даже без них). При этом автоматика не предлагает гибких режимов — только «включено» или «выключено», без промежуточных настроек.
В итоге проводники, чтобы избежать жалоб, переходят на ручное управление: включают вентиляцию лишь время от времени, по своему усмотрению, обычно на 3–5 минут в час. А ночью могут и вовсе забыть об этом», — делится Алексей в своем обращении.
Кто должен контролировать воздух в вагонах?
Читатель также выражает недоумение, почему контролирующие органы не уделяют внимания этому вопросу. «Я общался с десятью проводниками, и ни один из них не вспомнил, чтобы за последние десять лет кто-то проверял уровень углекислого газа или кислорода в вагоне, не говоря уже о контроле работы вентиляции. В ответах РЖД и проводников обычно упоминают только температуру воздуха, мол, «20–24 градуса, как положено», но проблема именно в свежести воздуха, особенно учитывая, что все вагоны теперь герметичны», — поясняет он.
«В результате страдают и комфорт, и здоровье пассажиров. Лично я после зимних поездок в таких душных вагонах часто заболевал простудой уже через день-два», — добавляет Алексей.
Чем опасна духота в поездах
Научно доказано, что спертый воздух в помещениях с большим скоплением людей — одна из ключевых причин распространения вирусных инфекций. Непроветриваемые вагоны, рассчитанные на 36 или 54 человека, становятся идеальной средой для заражения. К сожалению, многие проводники и пассажиры не понимают этого: они боятся сквозняков, но не задумываются о том, что настоящая опасность кроется в духоте и застоявшемся воздухе, где активно размножаются вирусы.
Если вы хотите узнать, как бороться с духотой в вагонах и что сказать проводнику, чтобы отстоять свое право на свежий воздух, рекомендуем прочитать эту статью.
