Можно ли с комфортом доехать из Петербурга в Москву, заплатив за купе всего 1661 рубль 60 копеек — сумму, которая даже меньше, чем стандартный плацкарт от РЖД? В моем расписании как раз оказался такой вариант, и я решил лично проверить, на что похоже это путешествие, и поделиться своими впечатлениями.
Я давно знаком с частным поездом №19/20 «Мегаполис», не раз рассказывал о его акциях и даже проводил фотоэкскурсию по вагонам в прошлом году. Однако полноценный «тест-драйв» в самом бюджетном купейном вагоне мне еще не доводилось делать. И вот настал тот самый момент.
Покупка билета
Я приобрел билет всего за сутки до отправления. За 1661,60 рубля мне досталось нижнее место в последнем купе по невозвратному тарифу. Были варианты и за 1200 рублей, но только на верхние полки, а мне хотелось ехать внизу.
На выбранное мной место действовали два тарифа: возвратный и невозвратный, с разницей примерно в 500 рублей.
Поскольку мои планы были твердыми, я выбрал невозвратный вариант. При покупке таких билетов сайт РЖД всегда очень тщательно уточняет, какой именно тариф вам нужен. Это довольно редкая опция, которая появляется только в подобных случаях.
Билеты на «Мегаполис» (как и на «Сапсан») можно оплатить не только банковской картой, но и через «Яндекс.Деньги», чем я с удовольствием и воспользовался.
Получение билета и посадка
Мне понадобился бумажный билет, поэтому на Московском вокзале в Петербурге я зашел в специальную кассу «Мегаполиса». Обычные кассы РЖД билеты на этот поезд не продают, но и в Петербурге, и в Москве (на Ленинградском вокзале) есть отдельные окна, которые обслуживают исключительно пассажиров этого состава.
Распечатка заняла меньше минуты. Довольный, я отправился на посадку.
Проводница проверила мой билет и паспорт и напомнила, что мое место — 35-е, то есть в самом последнем купе.
Первые впечатления в вагоне
Когда я зашел в купе, оказалось, что я первый. На столе уже лежали рекламные буклеты «Мегаполиса», меню вагона-ресторана, антибактериальные салфетки и стояли бутылки с водой. Выяснилось, что воду выдают всем пассажирам поезда, независимо от класса обслуживания (в составе есть вагоны с питанием и без). Для меня это стало серьезным плюсом в пользу «Мегаполиса».
Полки были застелены бельем и покрывалами. Подушки убраны в чехлы. На окнах висели фирменные занавески «Мегаполиса».
Кроме того, на каждой полке лежали тапочки. Чтобы пассажиры их не путали, каждому полагались тапки разного цвета. Правда, в моем случае это не спасло: один из попутчиков под утро отправился в туалет именно в моих. Но я на него не в обиде.
Попутчики и сервис
В «Мегаполисе» есть собственное радио. Помимо музыки, в эфире звучат ненавязчивые объявления о скором отправлении, афиша событий, информация о коронавирусе и советы, как защититься от недобросовестных соседей.
Мои попутчики оказались добросовестными и начали подходить минут за 15 до отправления. Напротив меня внизу ехала женщина, на верхних полках — двое мужчин. Одного я почти не видел: он ушел сразу после отправления и вернулся, когда все уже спали. С остальными я разговорился. Оказалось, билеты им купили родственники через интернет. Почему именно этот поезд? Подошло расписание и порадовала цена. О том, что это частный, а не обычный РЖД-шный состав, они даже не догадывались.
Через несколько минут после отправления пришла проводница. Кажется, электронная регистрация была у всех в вагоне, кроме меня. Она забрала мой билет до утра, обошла всех, уточняя: кому чай, кому кофе, какие предпочтения на вечер и утро.
Я сразу попросил ее отметить мою карту «Мегаполис клуба». Это бонусная программа этого перевозчика. Во время каждой поездки нужно называть проводнику номер карты, на нее копятся баллы, которыми потом можно частично или полностью оплатить билет или даже повысить класс обслуживания с купе до СВ.
Чай в «Мегаполисе» подают в фирменных стаканах с подстаканниками, кофе — в металлических чашках. За два стакана чая без сахара я заплатил 70 рублей.
В пути
Вскоре после отправления радио умолкло. В вагоне заработала вентиляция, установился комфортный микроклимат. Периодически включалось отопление, но при этом сверху поступал свежий воздух. Мои попутчики оказались ценителями классической музыки. Мы обсудили, кто круче — Денис Мацуев или Полина Осетинская, сравнили Московский дом музыки с петербургской Филармонией и примерно через полтора часа улеглись спать.
У «Мегаполиса» интересное расписание. В Москву он прибывает в 7:07, но последние полчаса пути фактически стоит на подъезде к Ленинградскому вокзалу. Так что, когда я проснулся, мы уже не двигались. Проводница принесла утренний чай.
Только выйдя в туалет, я вспомнил, что ехал в последнем купе, и туалет был у меня прямо за стенкой. Звукоизоляция в этих вагонах оказалась настолько хорошей, что я не услышал ни одного постороннего звука и не почувствовал никаких неприятных запахов.
Итоги поездки
К вокзалу мы подъехали строго по расписанию. Я шел вдоль состава в отличном настроении. Поездка прошла замечательно: я и выспался, и пообщался с интересными людьми, и заплатил за все совсем недорого. Дополнительно радовал приятный рыжий окрас поезда (однообразная серо-красная ливрея вагонов ФПК уже порядком надоела).
Конкуренция, все-таки, творит чудеса. Если бы на всех направлениях, а не только между Москвой и Петербургом, было больше частных поездов, уровень и цен, и сервиса, вероятно, был бы совершенно иным.
Что касается меня, то в следующий раз для поездки я снова выберу «Мегаполис», даже если не удастся поймать билет за 1662 рубля.
