Плацкарт будущего: почему меня пугает новый дизайн с колонной и без третьей полки

В России в ближайшие годы планируют запустить совершенно новый тип плацкартного вагона. Его окончательный облик пока не определён, но один из предложенных вариантов — с массивной колонной прямо посередине отсека — на мой взгляд, совершенно неприемлем для комфортной перевозки людей.

Разработчик, компания «Трансмашхолдинг», попыталась разъяснить логику, стоящую за этими решениями, но их объяснения только добавили вопросов и не внесли ясности.

Макет, который вы видите на картинке выше, я считаю одним из самых провальных дизайнерских решений в этой области. Я уже подробно разбирал этот вагон в другом материале, где объяснял все его недостатки.

Диалог с разработчиком: вопросы без ответов

Сейчас представители компании активно общаются с общественностью через СМИ. Недавно на habr.com была опубликована статья с изложением концепции вагона, написанная Валерией Шарафутдиновой, руководителем управления продуктового и технического маркетинга ТМХ.

К сожалению, ключевые вопросы либо остались без ответа, либо полученные разъяснения оказались неубедительными.

Как я уже отмечал, главная проблема — это боковые полки. Из-за установленных на них шкафов, как вверху, так и внизу, на них попросту невозможно нормально сидеть.

Напоминает тесную советскую кухню.

А на верхней полке ещё и добавили откидной столик, так что теперь там можно только лежать, упираясь головой в шкаф, а ногами — в этот самый столик (или наоборот).

Что говорит на это Шарафутдинова? Практически ничего, кроме констатации факта наличия шкафов и возможности сделать их запирающимися.

Проблема «колонны» и личного пространства

Эти вагоны уже окрестили «плацкартами с колоннами» из-за странной вертикальной конструкции, разделяющей отсеки с поперечными полками.

Из-за неё на своё место можно лишь неловко вползти — представьте себе пенсионеров, мам с маленькими детьми или беременных женщин. Пассажир на верхней полке может только сидеть на своём ложе, а внизу у него нет даже места, чтобы просто выпить чаю.

Примечательно, что, как видно на самой первой картинке, эти колонны есть не в каждом отсеке.

Объяснение Шарафутдиновой звучит так:

«Между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом. Упасть с верхней полки уже нельзя.

Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделенный пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля. В перегородке сделали отсеки для вещей».

Отсутствие шкафов в некоторых купе представитель ТМХ объясняет требованиями безопасности: там, где расположен аварийный выход, их нет.

Куда делся багаж и зачем дверца в стене?

Ещё одна странность — в новом вагоне нет привычной третьей полки, и совершенно непонятно, куда пассажирам складывать багаж.

По словам Шарафутдиновой:

1. Третью полку убрали в качестве эксперимента. Вместо неё попробовали расширить верхние полки, соединив их. Получились, по её мнению, «большие красивые этажи капсульного отеля».

2. В купе без колонны возникла проблема с багажом (ведь третьей полки нет!). В качестве решения предлагается «костыль» — универсальная зона для вещей в начале вагона для рейсов с большим количеством багажа.

Если перевести это с корпоративного языка, то получается, что вещи предлагается убирать в рундук под нижней полкой и в шкаф в колонне. А тем, кому не повезло оказаться в отсеке без колонны, — тащить чемоданы в другой конец вагона.

Ещё одна «фишка» от производителя — откидная створка в перегородке, через которую можно пообщаться с соседом из соседнего купе. Интересно, конечно: открыть ночью окошко, посмотреть, кто там, погладить по голове и сказать «Здравствуйте».

Возможно, это сделано для того, чтобы люди, путешествующие вдвоём, брали места не напротив друг друга (где им мешает общаться шкаф), а через стенку. Но это лишь мои догадки. Думаю, РЖД ещё долго не сможет корректно обозначать на сайте разные типы вагонов, и попадание в такой плацкарт для пассажира будет неприятным сюрпризом, который невозможно предугадать при покупке билета.

На вопрос об этой створке Шарафутдинова не дала никаких пояснений, кроме констатации её наличия.

Где пить чай и при чём тут Австрия?

В новом плацкарте предлагается пить чай не у окна, а так, как показано на картинке. Посидеть у окна теоретически могли бы пассажиры боковых полок. Ой, простите, но там же висят эти шкафы! Получается, что такой возможности нет ни у кого.

Объяснение Шарафутдиновой:

1. Этот вагон предназначен исключительно для ночных экспрессов, поэтому вся эргономика заточена под сон, а не под беготню по вагону, обмен едой с соседями, игру в карты или выпрашивание кипятка у проводника (стилистика автора сохранена).

2. Пассажиры нижних полок якобы страдали бы от того, что к их столику постоянно подсаживаются «верхние», поэтому столики разместили прямо на полках. Ещё один столик вынесли на боковую стойку в проходе.

***

Когда этот плацкарт только представили, я писал, что не знаю, как прокомментировать его цензурно. После пояснений представителя ТМХ ситуация стала только запутаннее.

И ещё один момент. В статье на Хабре есть фраза: «дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами». Не хочется никого обижать, но этот дизайн очень напоминает австрийские спальные вагоны. Вот один из них.

Ничего не напоминает? Конечно, наши разработчики кое-что изменили... Но основа, как мне кажется, взята оттуда. Больше фотографий австрийских вагонов можно найти по ссылке.