В России в ближайшие годы планируют запустить совершенно новый тип плацкартного вагона. Его окончательный облик пока не определён, но один из предложенных вариантов — с массивной колонной прямо посередине отсека — на мой взгляд, совершенно неприемлем для комфортной перевозки людей.
Разработчик, компания «Трансмашхолдинг», попыталась разъяснить логику, стоящую за этими решениями, но их объяснения только добавили вопросов и не внесли ясности.
Макет, который вы видите на картинке выше, я считаю одним из самых провальных дизайнерских решений в этой области. Я уже подробно разбирал этот вагон в другом материале, где объяснял все его недостатки.
Диалог с разработчиком: вопросы без ответов
Сейчас представители компании активно общаются с общественностью через СМИ. Недавно на habr.com была опубликована статья с изложением концепции вагона, написанная Валерией Шарафутдиновой, руководителем управления продуктового и технического маркетинга ТМХ.
К сожалению, ключевые вопросы либо остались без ответа, либо полученные разъяснения оказались неубедительными.
Как я уже отмечал, главная проблема — это боковые полки. Из-за установленных на них шкафов, как вверху, так и внизу, на них попросту невозможно нормально сидеть.
Напоминает тесную советскую кухню.
А на верхней полке ещё и добавили откидной столик, так что теперь там можно только лежать, упираясь головой в шкаф, а ногами — в этот самый столик (или наоборот).
Что говорит на это Шарафутдинова? Практически ничего, кроме констатации факта наличия шкафов и возможности сделать их запирающимися.
Проблема «колонны» и личного пространства
Эти вагоны уже окрестили «плацкартами с колоннами» из-за странной вертикальной конструкции, разделяющей отсеки с поперечными полками.
Из-за неё на своё место можно лишь неловко вползти — представьте себе пенсионеров, мам с маленькими детьми или беременных женщин. Пассажир на верхней полке может только сидеть на своём ложе, а внизу у него нет даже места, чтобы просто выпить чаю.
Примечательно, что, как видно на самой первой картинке, эти колонны есть не в каждом отсеке.
Объяснение Шарафутдиновой звучит так:
«Между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом. Упасть с верхней полки уже нельзя.
Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделенный пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля. В перегородке сделали отсеки для вещей».
Отсутствие шкафов в некоторых купе представитель ТМХ объясняет требованиями безопасности: там, где расположен аварийный выход, их нет.
Куда делся багаж и зачем дверца в стене?
Ещё одна странность — в новом вагоне нет привычной третьей полки, и совершенно непонятно, куда пассажирам складывать багаж.
По словам Шарафутдиновой:
1. Третью полку убрали в качестве эксперимента. Вместо неё попробовали расширить верхние полки, соединив их. Получились, по её мнению, «большие красивые этажи капсульного отеля».
2. В купе без колонны возникла проблема с багажом (ведь третьей полки нет!). В качестве решения предлагается «костыль» — универсальная зона для вещей в начале вагона для рейсов с большим количеством багажа.
Если перевести это с корпоративного языка, то получается, что вещи предлагается убирать в рундук под нижней полкой и в шкаф в колонне. А тем, кому не повезло оказаться в отсеке без колонны, — тащить чемоданы в другой конец вагона.
Ещё одна «фишка» от производителя — откидная створка в перегородке, через которую можно пообщаться с соседом из соседнего купе. Интересно, конечно: открыть ночью окошко, посмотреть, кто там, погладить по голове и сказать «Здравствуйте».
Возможно, это сделано для того, чтобы люди, путешествующие вдвоём, брали места не напротив друг друга (где им мешает общаться шкаф), а через стенку. Но это лишь мои догадки. Думаю, РЖД ещё долго не сможет корректно обозначать на сайте разные типы вагонов, и попадание в такой плацкарт для пассажира будет неприятным сюрпризом, который невозможно предугадать при покупке билета.
На вопрос об этой створке Шарафутдинова не дала никаких пояснений, кроме констатации её наличия.
Где пить чай и при чём тут Австрия?
В новом плацкарте предлагается пить чай не у окна, а так, как показано на картинке. Посидеть у окна теоретически могли бы пассажиры боковых полок. Ой, простите, но там же висят эти шкафы! Получается, что такой возможности нет ни у кого.
Объяснение Шарафутдиновой:
1. Этот вагон предназначен исключительно для ночных экспрессов, поэтому вся эргономика заточена под сон, а не под беготню по вагону, обмен едой с соседями, игру в карты или выпрашивание кипятка у проводника (стилистика автора сохранена).
2. Пассажиры нижних полок якобы страдали бы от того, что к их столику постоянно подсаживаются «верхние», поэтому столики разместили прямо на полках. Ещё один столик вынесли на боковую стойку в проходе.
***
Когда этот плацкарт только представили, я писал, что не знаю, как прокомментировать его цензурно. После пояснений представителя ТМХ ситуация стала только запутаннее.
И ещё один момент. В статье на Хабре есть фраза: «дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами». Не хочется никого обижать, но этот дизайн очень напоминает австрийские спальные вагоны. Вот один из них.
Ничего не напоминает? Конечно, наши разработчики кое-что изменили... Но основа, как мне кажется, взята оттуда. Больше фотографий австрийских вагонов можно найти по ссылке.
