Видеоприложение в конце публикации: редкие «Ласточки» с тепловозом.
Железная дорога Луга — Новгород строилась во время Первой мировой войны по заказу военного ведомства. После открытия 13 июля 1916 года линия обеспечивала пропуск поездов со скоростью 27-28 км/ч.
В середине 1990-х пригородный участок от Великого Новгорода до станции Люболяды пользовался особенной популярностью из-за того, что местным жителям выделили большое количество участков под дачные хозяйства. В то время на маршруте Великий Новгород — Батецкая и Великий Новгород — Луга эксплуатировались легендарные дизель-поезда Д1 и всё очень напоминало Индию.
В начале 2000-х дачные участки в столь неудобном месте начали бросать, спрос на поездки по железной дороге сильно упал. В 2013 году отменили последний пригородный поезд Великий Новгород — Луга, и жизнь на железной дороге практически остановилась. Стабильно, два раза в неделю, по участку Великий Новгород — Батецкая ходил только поезд №65/66 Минск — Мурманск. Пригородные поезда курсировали только в летние сезоны, да и то 1-2 раза в неделю, и не каждый год. Грузовое движение тоже практически остановилось.
В 2012 году капитально отремонтировали участок Батецкая — Луга и стали активно его использовать для переброски грузовых поездов с Витебского хода на Псковский и обратно. Такой поворот функционально разделил железную дорогу Великий Новгород — Луга на два разных участка: Великий Новгород — Батецкая и Батецкая — Луга.
С 2013 по 2018 год по участку Великий Новгород — Луга проходило всего около трех поездов в неделю. В 2017 году закрыли единственную станцию Люболяды.
Но всё резко изменилось в 2018. Поезд №79/80 Санкт-Петербург — Калининград пустили через Великий Новгород. В начале 2019 года маршрут поезда №819/820 Петрозаводск — Великий Новгород продлили до Пскова. В итоге, сейчас за три часа по линии Великий Новгород — Батецкая проходит три поезда. Раньше столько проходило за неделю. Станцию Люболяды расконсервировали и она снова работает.
Я не думаю, что такое относительно активное движение продлится долго. Мне кажется, что поезд Санкт-Петербург — Калининград вернут на свой старый прямой маршрут уже в следующем зимнем расписании. В Великом Новгороде в поезд садится буквально несколько человек, а это не тот пассажиропоток, ради которого стоит гонять поезд по такому дальнему объезду.
Поезд Петрозаводск — Псков может продержаться дольше. Тем не менее, сейчас он возит воздух, и предпосылок к увеличению пассажиропотока нет.
Очень хочется надеяться, что в этот летний сезон на участке пустят нормальный ежедневный пригородный поезд, рассчитанный на местных жителей. Всё что было до этого, больше напоминало работу ради галочки «о транспортной доступности», и не пользовалось спросом у местных жителей.
В общем, любители железнодорожных редкостей, добро пожаловать на линию Великий Новгород — Батецкая. Сейчас там эксплуатируются «Ласточки» ЭС1П, которых на данный момент построено всего 4 штуки.
Видеоприложение: три поезда за три часа в деревне Мойка Новгородской области. Включая новые «Ласточки» ЭС1П под тепловозом ТЭП70БС.
Обязательно включите субтитры, там много пояснений.