Казалось бы, разве можно повторно продать уже использованную, «б/у» котлету? Оказывается, не только можно, но и успешно практикуется. Весь фокус в том, чтобы подать это под соусом «традиционного русского рецепта», апеллируя к наследию предков и патриотическим чувствам. Не согласиться — словно отказаться от своих корней.
Наглядный пример — история, приключившаяся с рестораном «Тургенев» в Тюмени. Местным предпринимателям предложили котлеты, которые уже были отвергнуты искушенной московской публикой. Можно, конечно, посочувствовать провинциальным бизнесменам, попавшимся на удочку опытного дельца, но давайте разберемся во всем по порядку.
«Канонический рецепт» от кулинарного мифотворца
Недавно, изучая новости о русской кухне, я наткнулся на занятное заявление.
«Обязательно надо попробовать пожарские котлеты из курицы, которые мы готовим по каноническому рецепту Дарьи Пожарской - то есть, на косточке. Это одно из блюд традиционной русской кухни, получивших признание во всем мире».Узнаваемый напыщенный стиль выдал автора — это не кто иной, как Максим Сырников, фигура, уже давно и заслуженно получившая в кулинарных кругах репутацию мифотворца и спекулянта.
Однако на этот раз он, кажется, превзошел сам себя. Дело даже не в том, что историкам ничего не известно о котлетах «на косточке» от Дарьи Пожарской — подобные вольности в трактовке истории от Сырникова уже никого не удивляют. Ранее он, например, приписывал славу этого блюда императору Александру I. Для него, видимо, неважно, что говорить, главное — сыпать громкими словами о «русском духе».
Прецедент: провал в Москве
Но в этой фразе меня насторожило что-то еще. И я вспомнил! Не к ночи будь помянут ресторан «Воскресенье», позиционировавший себя как заведение «православной» русской кухни. Его владельцы тоже когда-то совершили ошибку, пригласив «титана русской кухни» Сырникова консультировать по меню. Результат был закономерным и печальным: ресторан прогорел и закрылся спустя всего восемь месяцев. А предшествовал этому небольшой, но показательный скандал.
В 2014 году портал «Афиша» провел кулинарный эксперимент: эксперты инкогнито оценили блюда в популярных ресторанах русской кухни. Абсолютным аутсайдером, занявшим последнее место в рейтинге, стало то самое «Воскресенье» с сырниковским меню:
- Вот этот расстегай — это полный провал. Драники ужасные, хуже я в жизни не ела. А посмотрите на эту пожарскую котлету — это издевательство над пожарскими котлетами. Из нее еще какая-то ужасная старая куриная кость торчит. На какой помойке они ее нашли? (вот она на фото вверху).Чуть позже и газета «Коммерсант» высказалась об «исторической» котлете: «Особенно поразила пожарская котлета: сухая, укутанная плотным слоем пресных жирных сухарей и насаженная на какую-то неопрятную почерневшую куриную кость — возможно, многоразового использования».
В ответ на критику Сырников разразился в своем блоге нелепой тирадой: «Фи-фи-фи, здесь Русью пахнет!" От запаха щей их тошнит, русская традиционная кухня тааакая пративнаааая... Я на правильном пути». Конечно, дело было не в русской кухне как таковой, а в том, как именно ее подавали — например, в виде котлеты на сомнительной «многоразовой» кости. Москвичи тогда посмеялись и поставили на этом кресте. С тех пор столичные рестораторы обходят Сырникову стороной, и ему остается искать аудиторию лишь в регионах.
Старое меню для новой публики
И вот теперь выясняется, что он успешно «впарил» те самые осмеянные котлеты с вечной костью доверчивым тюменцам. То, что не прошло в Москве, должно сойти в провинции. Что ж, остается поздравить ресторан «Тургенев» и его хозяйку Ольгу Фельде с таким «уникальным» приобретением. Сильно не удивлюсь, если и остальное меню, составленное Сырниковым, состоит из подобных московских «отходов». Ведь остальные позиции — гороховые кисели, щи с характерным запахом, неподъемно толстые пироги — уж очень напоминают меню почившего «Воскресенья». Скорее всего, это тот самый случай, когда мошенник успешно продает один и тот же товар дважды, что за ним уже неоднократно замечалось.
Вообще, поразительна способность этого современного «сына лейтенанта Шмидта» втираться в доверие к провинциальной публике. В Петербурге и Москве его уже раскусили и не пускают на порог. Зато в Тюмени, Твери, Владивостоке или Калининграде его псевдотрадиционные, «просроченные» идеи о «посконной» и «домотканной» Руси все еще находят отклик.
