Мартини в России — это не просто вермут, а целая история, которая для многих стала частью культуры. Интересно, что его путь в нашей стране начался не с аперитива, а с… водки, вернее, благородного пшеничного дистиллята.
Еще в 1824 году в «Путеводителе по Москве», изданном Сергеем Глинкой, упоминается водочный завод Г. Мартини, который располагался недалеко от Пресненских прудов. Это было довольно необычное предприятие для своего времени.
Сложно сказать наверняка, был ли владелец этого завода родственником Алессандро Мартини (1812-1905) — основателя всемирно известного бренда Martini & Rossi. Даты, как видите, довольно близки, но в Италии фамилия Мартини не редкость. Кто-то из них вполне мог добраться и до заснеженной Москвы в поисках новых возможностей.
Особые привилегии московского Мартини
Что особенно интересно, владелец московского завода, судя по всему, имел серьезные заслуги перед обществом. Настолько существенные, что ему было позволено нарушить царскую монополию и самостоятельно производить дистиллят из зерна для продажи. В то время это была редкая привилегия.
Все остальные торговцы обязаны были использовать казенный полугар — дистиллят крепостью 38,5 градусов. Именно его сдавали в казну дворяне, которые занимались выгонкой вина. Это была их исключительная привилегия — производить и сдавать спирт государству. Продавать его на сторону строжайше запрещалось. Даже напитки, которые производились для личных нужд, находились под строгим контролем властей. Например, на крестьянских свадьбах нередко появлялись приставы, которые замеряли количество выгнанного самогона для праздника, а потом сверяли его с остатками после гуляний.
А вот московский Мартини смог избежать такого жесткого контроля. Его история — это пример того, как иностранное имя и предпринимательская жилка смогли оставить след в российской истории, задолго до того, как мартини стал популярным аперитивом.
