Зашел в чат в поисках острых ощущений, а вышел при помощи психологов: как подростки становятся марионетками в сетевых играх

Примерно три-четыре года назад в медиа активно обсуждалась тревожная тенденция: подростки стали участниками опасных сетевых игр. Многие журналисты и эксперты настаивали, что такие явления, как «Синий кит», реальны и представляют серьёзную угрозу. Публиковались трагические истории, списки пострадавших, звучали мнения о том, что это особая форма психологического воздействия, методично разрушающая молодые умы.

Скептики и реальные угрозы

Позже появилась и противоположная точка зрения: некоторые стали считать эти истории вымыслом, порождённым родительской паникой. Они указывали, что подростковые суициды случались и раньше, а «кураторы» и «задания» — просто удобное объяснение, чтобы снять с себя ответственность за невнимание к ребёнку. Однако реальность подтвердила худшие опасения: пару лет назад был осуждён так называемый «психолог», который систематически доводил подростков до рокового шага через выполнение опасных заданий.

Суть опасных игр

Если вы не в курсе, в чём суть этих игр, поясню. Квесты вроде «Синего кита» или его модификации «Новый путь» — это цепочка из нескольких десятков заданий. Начинается всё с относительно безобидных действий, но с каждым шагом требования становятся всё экстремальнее и опаснее. Финальные задания часто связаны с риском для жизни, а последнее из них подводит участника к трагическому финалу. Отказаться от игры было почти невозможно: кураторы применяли шантаж и угрозы, чтобы сохранить контроль.

Курировали процесс администраторы тематических сообществ, которых позже стали называть кураторами. Их задача — выдавать задания и обеспечивать полную секретность. Подросток, желающий вступить в игру, должен был оставить на своей странице специальный хештег, по которому с ним и выходил на связь куратор.

Эволюция угрозы и реакция общества

Пик популярности «Синего кита» пришёлся на 2015–2016 годы, а к 2018-му появилась его обновлённая версия. Изначально связи между трагедиями не было видно, но позже специалисты обратили внимание на общие маркеры: специфические хештеги, депрессивный контент и изображения китов, символизировавшие для участников уход от проблем «на дно» к «свободе».

Только после широкого освещения в СМИ общество начало активно реагировать. Соцсети, в частности «ВКонтакте», стали массово блокировать подобные группы. Однако это не решало проблему кардинально — на место закрытых сообществ тут же появлялись сотни новых. Спрос рождал предложение.

Почему подростки добровольно становятся марионетками?

Запретный плод всегда сладок. Информация об опасных квестах, став достоянием общественности, лишь подогрела интерес. Подростки целенаправленно искали эти группы, желая стать частью чего-то таинственного и запретного, даже зная о возможных последствиях. Причины кроются глубоко: это и сложности переходного возраста, и бунт против мира, который их «не слышит», и жажда самоутверждения, и банальная скука, обилие свободного времени. Вину организаторов таких игр, подпадающих под статью 110 УК РФ (доведение до самоубийства), отрицать нельзя.

Что можно сделать?

На мой взгляд, борьба с создателями деструктивных сообществ необходима, но это лишь часть решения. Главная проблема — в другом. Многие родители ошибочно полагают, что в 14–16 лет ребёнок уже полностью самостоятелен, хотя это как раз самый уязвимый и сложный период. Просто запретить гаджеты — не выход. Нужен иной, более мудрый подход: помочь заполнить жизнь подростка позитивными увлечениями — спортом, творчеством, хобби. А самое главное — быть рядом, разговаривать, искренне интересоваться его миром, слушать и слышать.

Если вам знакомы такие истории, поставьте «Палец вверх». Спасибо за вашу ПОДПИСКУ! Всем добра и берегите своих близких.