– Представляешь, на работе объявили, что зарплату в этом месяце выдадут с задержкой почти на неделю! – делится со мной Полина, моя тридцатилетняя знакомая. – Честно говоря, нам грех жаловаться: за все время работы здесь деньги всегда приходили вовремя, а часто и раньше срока. Вот и привыкли к такому порядку… И тут я замечаю, что моя коллега Софья сидит чуть ли не в слезах. «Где же мне теперь взять средства? – говорит она. – Мне же до пятого числа кредиты оплатить нужно!»
С этой Соней мы проработали в одном кабинете последние четыре года, и, конечно, за это время успели обсудить не только рабочие моменты, но и личную жизнь. Софья уже много лет как разведена, одна воспитывает одиннадцатилетнюю дочь, снимает квартиру на окраине города и едва сводит концы с концами.
Бывший муж абсолютно не участвует в жизни ребенка. Сначала еще платил какие-то смешные алименты, но сейчас и они прекратились. Он не работает, копит долги, которые, похоже, никогда не вернет.
– Я ей говорю: «Сонь, прости, конечно, но как ты в такой ситуации умудрилась еще и кредитов набрать?» А она мне в ответ: «Так я же не для себя деньги беру, а для родителей!»
Инициатива старшей сестры
У Софьи есть старшая сестра Люба. Она замужем, воспитывает двоих детей, и материальное положение в их семье куда стабильнее, чем у Сони. Люба и ее муж имеют хорошую работу и достойные зарплаты. Да, они выплачивают ипотеку за просторную трехкомнатную квартиру, но явно не живут впроголодь. Они могут позволить себе обновлять гардероб, несколько раз в год всей семьей ездить в отпуск, недавно сменили автомобиль.
– Соня, родителям давно пора купить нормальную стиральную машину-автомат! – слышит Софья в трубке голос сестры. – Ты видела, что у мамы за аппарат? Просто стыд, таких уже ни у кого нет. У тебя даже на съемной квартире стоит современная, а у нее – какая-то древность с тазом… Короче, я посмотрела цены, нашла неплохой вариант, смотри, ссылку кину. Берем? С тебя половина – одиннадцать тысяч. Доставка бесплатная, а с подключением я сама как-нибудь разберусь!
В скромный бюджет Софьи такие траты абсолютно не вписываются. Иногда она пытается робко возразить, сославшись на отсутствие денег, но сестра быстро пресекает эти попытки:
– Соня, а у кого сейчас деньги водятся? Всем тяжело. Думаешь, у меня золотые горы? У нас с Мишкой ипотека, детей больше, чем у тебя. Да и его родителям мы помогаем, так что не надо тут жаловаться. Совесть-то иметь надо! Мама до сих пор белье в тазу полощет, вручную отжимает – это же ненормально. Машинку покупаем, это не обсуждается.
Снежный ком долгов
Вот так Соня и оказалась в долговой яме. На ее плечах уже висит четыре или пять кредитов. На стиральную машину, на ноутбук для родителей, на ремонт дачного домика, на новую теплицу… Люба постоянно генерирует новые идеи:
– Это же и твои родители тоже! Так что с тебя половина!
Каждый отдельный кредит невелик, и ежемесячный платеж по нему вроде бы подъемный. Но когда их несколько, общая сумма выплат в месяц становится для Сониного бюджета весьма ощутимой.
Примечательно, что сами родители ничего не просят и не требуют. Мама, наоборот, каждый раз возмущается: «Что вы такое выдумали? С ума сошли, это же дорого! Забирайте обратно, я не приму!» Но дочери хором ее успокаивают, уверяя, что это недорого, очень нужно, «у всех уже давно есть», и преподносят покупку как подарок к очередному празднику – Новому году, дню рождения, 8 Марта или Дню пожилого человека.
Как подарок на праздник родители, скрепя сердце, принимают и благодарят.
– Видишь, как мама теперь стирает в новой машинке, совсем другое дело! – звонит довольная Люба. – Хорошо, что купили. А то бы так в своем тазу и маялись…
Новая грандиозная идея
А недавно у Любы созрел новый масштабный план – сделать родителям капитальный ремонт в квартире.
– Меняем окна! – перечисляет сестра. – Ставим современные пластиковые. У наших родителей, пожалуй, во всем подъезде одни старые рамы остались, окна на зиму заклеивают в XXI веке… С полом нужно что-то решать, плиту новую купить, кухонный гарнитур сразу закажем, трубы везде поменяем. Ну и по мелочи – потолки освежим, обои новые поклеим, это не так дорого. Давай пока сбросимся по двести пятьдесят тысяч! А там посмотрим…
Действительно, ремонта в родительской квартире не было очень давно. Да и был ли он там вообще хоть раз? Софья не припоминает. Полы скрипят, линолеум истерся до дыр, обои выцвели, потолки пожелтели и местами облупились. Плита и правда требует замены, и трубы тоже. Да и с окнами, через которые дует, нужно что-то делать…
Проблема лишь в том, что у Софьи больше нет никаких денег. Зарплаты едва хватает на покрытие уже существующих кредитов.
– Я Соньке твержу: «Даже не думай брать еще один кредит! – говорит Полина. – Пошли свою сестру куда подальше. Пусть сама делает ремонт, если хочет, но без тебя! Родители же сами ничего не просят, это чистая инициатива твоей Любы».
Где грань между помощью и долговой ямой?
Но, может, сестра в чем-то и права? Ведь она предлагает помочь родителям с действительно базовыми, необходимыми вещами. Речь не идет о роскоши. Замена сломанной плиты, прогнивших полов, покупка нормальной стиральной машины, ремонт старых окон – это не прихоть, а насущная потребность. Разве не обязаны взрослые дети обеспечить родителям достойные условия жизни?
Или все-таки влезать в долги, чтобы помочь маме и папе, – верх безрассудства?
Что вы думаете по этому поводу?
СПАСИБО за лайк и подписку на канал! Еще больше интересных материалов - на моем сайте"Семейные обстоятельства". Заходите, читайте, обсуждайте!
