Затерянный мир за лесным люком: как я нашёл заброшенную шахту с целым парком старой техники

Обычно, когда шахту закрывают, входы в неё стараются наглухо запечатать — заливают бетоном, закладывают плитами или просто заваливают грунтом. Это делается для безопасности, чтобы любопытные не попали в беду. Но те, кто по-настоящему увлечён исследованием заброшенных подземелий, всегда находят лазейку. Порой эти проходы скрываются в самых неожиданных местах. Сегодня я хочу поделиться историей о том, как самый обычный, ничем не примечательный люк в лесу привёл меня в огромную заброшенную шахту, где под землёй остался целый музей старой горной техники.

Эта экспедиция случилась во время моей поездки по Словакии. Местные шахты, где когда-то добывали пирит в Малых Карпатах, славятся своей красотой и труднодоступностью. Самостоятельно отыскать вход — задача почти невыполнимая даже для опытного сталкера. Мне невероятно повезло: я вышел на связь с местным энтузиастом, который хорошо знал эти места и согласился стать моим проводником.

Мой новый знакомый жил в небольшом посёлке неподалёку, но на поверхности от шахты не осталось и следа — никаких построек, ориентиров, только лес. Мы встретились, кое-как объяснились на ломаном английском, убедились, что друг другу можем доверять, и отправились в путь.

Люк в лесной подстилке

Мы шли по лесу, и в какой-то момент мой проводник неожиданно остановился на опушке, опустился на колени и начал ворошить руками прошлогоднюю листву. Через пару минут его пальцы нащупали металлический обод. Он приподнял тяжёлую крышку люка, а под ней оказался очень узкий вертикальный лаз. Пришлось проползти по нему метров пять, после чего я буквально вывалился в просторный подземный тоннель.

Шахта сохранилась удивительно хорошо. Влаги и грязи было не так много, моих высоких сапог хватило, чтобы оставаться сухим.

Подземный музей техники

Но главное сокровище шахты — это невероятное количество оставленной здесь техники. Больше всего впечатлили ряды ржавых вагонеток, стоящих на рельсах.

Похоже, что благодаря надёжно запечатанным входам сюда не добрались охотники за металлоломом, и всё осталось на своих местах, как будто рабочие только вчера ушли.

Несмотря на кажущуюся тесноту, в большинстве штреков можно было ходить в полный рост, хотя низкие деревянные крепи постоянно напоминали о себе.

Здесь легко было зазеваться и получить крепким брусом по голове. Без каски в такие места соваться — настоящее безрассудство.

Особенно в этих старых, десятилетиями не ремонтированных тоннелях, где дерево могло подгнить в любой момент.

Масштабы и время

Сложно даже представить реальные размеры этих выработок. Мы провели под землёй как минимум восемь часов, но и половины шахты так и не осмотрели.

Время и влажность сделали своё дело: кое-где деревянные крепи уже обвалились.

На стене висел старый электрический щит, но провода, увы, кто-то успел срезать.

Красная вода

Ещё одна поразительная деталь — вода в некоторых штреках была насыщенного, почти кроваво-красного цвета. На фото это выглядит сюрреалистично, но вживую впечатляет не меньше. Такой оттенок ей придают растворённые соли железа, которые вымываются из породы.

В конце концов, силы начали нас покидать. Ноги отказывались слушаться, и хотелось прилечь отдохнуть прямо в одной из вагонеток. Мы решили двигаться к выходу. Словацкие шахты произвели на меня колоссальное впечатление, и я твёрдо намерен вернуться сюда снова, чтобы исследовать то, что не успел в этот раз.

Текст и фото «Biolena» — специально для NordSkif & Co

Комментарий под записью, лайк и подписка на
наш канал или группу Вконтакте— это лучшая помощь! Спасибо, будем рады видеть Вас снова!