– Только вчера получили пенсию, а уже почти ничего не осталось! – делится со мной Зоя, которой чуть за тридцать. – Сидят на одних соленьях и картошке, которую мама еще летом заготовила. А отцу-то это вообще противопоказано! У него же все болит, давление зашкаливает. И как тут не подскочит давление, если они с качественных лекарств, которые реально помогали, перешли на какие-то дешевые аналоги!
– Неужели все настолько серьезно? – спрашиваю я. – Твои родители ведь получают две московские пенсии, да и отец еще подрабатывает, как ты сама говорила. Пусть немного, но в сумме на базовые нужды должно хватать…
– Так раньше и хватало! – срывается у Зои. – Жили вполне нормально, деньги водились, пока им не пришло в голову взять для Женьки машину в кредит! Вроде как предполагалось, что платить будет сам Женя, но где там… Ты же нашего Женьку знаешь. В итоге, конечно, все тяготы легли на отца. А я же сразу говорила, что так и будет! Но меня слушать никто не стал.
Две противоположности
Евгению тоже тридцать пять, они с Зоей близнецы, но сложно представить людей более непохожих друг на друга.
Зоя с детства была серьезной, рассудительной и ответственной – из тех, кто сто раз подумает, прежде чем сделать шаг. Школу окончила с медалью, институт – с отличием, потом работа, замужество, ребенок, ипотека, которую они с мужем уже почти закрыли. Впрочем, расслабляться не планируют – жизнь расписана на годы вперед: строительство дачи, очередной ремонт, замена автомобиля, учеба сына в университете…
Евгений же, в отличие от сестры, всегда был беспечным и беззаботным. Никогда ничего не планировал, жил сегодняшним днем, занимался только тем, что приносило удовольствие. Образования так и не получил, отслужил в армии, сменил кучу работ – нигде надолго не задерживался. Сейчас вообще не работает и не ищет – перебивается случайными заработками. Снимается в массовке, ходит на опросы, иногда подрабатывает курьером.
– Заработает немного – купит еды и выпивки, и для него жизнь прекрасна! – сокрушается Зоя. – А о том, что будет завтра, он никогда не задумывался.
При этом у Евгения всегда было много поклонниц – женщины к нему почему-то тянулись. Он дважды был официально женат, от каждого брака есть ребенок. А сколько у него было неофициальных отношений, он, наверное, уже и сам не вспомнит.
История ответственности
Сколько себя помнит, Зоя всегда опекала брата. В школе следила за его оценками и тем, чтобы он не забыл форму на физкультуру, в юности – за его посещаемостью. Родители же души в нем не чаяли и не замечали его недостатков. К Зое же относились как к взрослой и самостоятельной.
– Однажды у меня просто лопнуло терпение! – вспоминает Зоя. – Я сказала маме, что Женька – это ваша забота, а не моя. Хотите – носитесь с ним до самой пенсии. Я в этом участвовать не намерена! Он все равно не изменится…
Новая "игрушка" для взрослого сына
Недавно Евгений расстался с очередной девушкой и затосковал. И родители, чтобы его развеселить, решили подарить тридцатипятилетнему "малышу" новую игрушку – автомобиль.
– Будет у него машина – появится хоть какая-то цель в жизни. Хотя бы пить меньше станет! А там, глядишь, и работу найдет! Кредит-то надо отдавать! – так объясняли они свой поступок.
Разумеется, "игрушку" малыш принял с восторгом, а вот с обещанием "кредит отдавать" возникли проблемы. Каждый месяц Евгений клянется устроиться на работу и начать платить, но дальше слов дело не идет. Кредит за машину выплачивает отец. Первое время вроде справлялся, но сейчас у отца сократились подработки, и не исключено, что скоро родителям придется жить только на одну пенсию.
– А мне вчера тетя звонила, мамина сестра! – рассказывает Зоя. – Упрекала меня, что родители живут впроголодь… Хоть продукты, говорит, привези им, они же на хлебе и воде сидят! Да, конечно, я буду отнимать деньги у своей семьи, чтобы кормить родителей, а они, в свою очередь, будут кормить своего сыночка-бездельника и платить по его долгам. Уж нет, хватит! Я их предупреждала, что так будет, что не надо брать этот кредит. Они не послушали. Что ж, пусть теперь сами и разбираются, это был их выбор…
Вопрос без простого ответа
Как вы считаете, должна ли дочь помогать родителям в такой ситуации? Пожилые люди действительно оказались в сложном положении, но это стало следствием их собственного решения.
Пусть сами несут ответственность за свои поступки? Или дочь все же должна помочь, хотя бы продуктами?
Что вы думаете по этому поводу?
