– Знаешь, как я об этом узнала? Совершенно случайно, от свекрови! – делится тридцатипятилетняя Александра. – Разговариваем как-то, я говорю: «Налог на квартиру пришел, что-то многовато насчитали за наш скромный уголок!» А она в ответ: «Да нет, нормальная сумма! Косте тоже пришел, за его двухкомнатную…» – и тут же замолчала, будто язык прикусила. Я сразу насторожилась: «Почему Косте? Это же ваша квартира?» Свекровь вся покраснела, начала путано объяснять, что квартира-то ее, а Костя просто помогает через интернет платежи оформлять… Я удивилась: «Какие еще налоги? Вы же пенсионерка! Моя мама за свою квартиру ничего не платит!» Тут все и выплыло наружу.
Мы с Константином женаты уже шесть лет, у нас растет дочка, которой скоро в школу. Все эти годы мы втроем живем в моей студии, которую я купила еще до свадьбы. Места, конечно, катастрофически не хватает – тридцать квадратных метров на троих, это очень тесно. Но я всегда думала, что выхода нет: у мужа, по его словам, никогда не было собственного жилья.
При этом у его матери – две просторные двухкомнатные квартиры в престижном районе. В одной она живет сама, а вторую сдает за сорок семь тысяч в месяц. Деньги от аренды она частично откладывает, а частично тратит на себя: покупает лекарства, обновляет гардероб, ездит в санатории.
– Зато она у нас никогда финансовой помощи не просит! – часто повторял Константин. – По крайней мере, я спокоен за маму. Знаю, что у нее есть средства на жизнь.
Несостоявшийся разговор о жилье
Когда у нас родилась дочь, я попробовала завести с мужем разговор: может, договориться с его матерью обменяться квартирами? Мы бы переехали в ту двушку, что она сдает, а ей отдали бы мою студию. Понимала, конечно, что студию не сдать за большие деньги, но ведь появилась внучка! Бабушка могла бы пойти навстречу, сделать жизнь молодой семьи комфортнее…
Но Константин даже слушать не стал. Категорически отказался: «Нет, и не проси! Это мамина квартира, и точка. У меня язык не повернется такое предлагать! Как тебе вообще такая мысль в голову пришла? Мы молодые, здоровые, должны сами на свое жилье заработать. Стыдно старушку стеснять, претендовать на ее доход. В конце концов, мы не на улице – крыша над головой есть. Справимся!»
– Мы все эти годы планировали улучшить жилищные условия! – вздыхает Александра. – Копили на первый взнос, чтобы взять ипотеку поменьше. Я даже в декрете долго не сидела – вышла на работу, когда дочке было полгода. С ней сидела моя мама. Во всем себе отказывали, экономили, ничего лишнего не покупали…
И вот теперь выясняется, что все это время, пока мы ютились втроем на крошечной площади и откладывали каждую копейку на будущую ипотеку, у моего мужа в собственности была отличная двухкомнатная квартира, где можно было жить спокойно и ни о чем не беспокоиться!
Неосуществленные мечты
– Я, может, и второго ребенка хотела бы родить! – признается Александра. – Но если брать ипотеку, то лет пять точно нельзя даже думать о расширении семьи. А через пять лет мне уже будет под сорок – поздно, наверное, рожать…
Константин рассуждал так же: сейчас рожать некуда, а когда появится своя квартира – будет уже поздновато. Получается, из-за жилищного вопроса мы откладывали важные жизненные решения.
А квартира-то у нас была все эти годы! Просто мы о ней не знали.
И свекровь явно скрывала это сознательно. Если бы не ее случайная оговорка, я бы так и оставалась в неведении…
Позиция мужа
– Я считаю, что это квартира матери! – настаивает Константин. – Какая разница, на кого она оформлена? Это просто формальность… Квартира досталась мне от ее родителей – вот так старики распорядились. Свою дочь обошли, записали на меня. Я считаю это несправедливым! Мать растила меня одна, иногда на двух работах трудилась. Пусть хоть в старости поживет в достатке!
С одной стороны, выглядит как благородный поступок: хороший сын, все отдал матери, себе ничего не оставил. Пришел к жене «гол как сокол», шесть лет живет в ее квартире, зато мама ни в чем не нуждается…
Но с другой стороны – получается, они оба меня все эти годы вводили в заблуждение!
А может, мне и не на что обижаться? Выходила замуж за человека без жилья, меня это устраивало. Так почему теперь что-то должно измениться? Муж прав: нужно самим зарабатывать на свое, а мать оставить в покое.
Как вы думаете? Кто в этой ситуации прав?
