– Недавно в магазине случайно встретила нашу соседку по даче! – делится сорокалетняя Марьяна. – Я сейчас там не появляюсь, всё отец с его новой... А соседка мне и говорит: «А вы в курсе, что ваш папа продаёт дом и участок? Свою Лизоньку собирается везти в Таиланд, говорит – она за всю жизнь моря не видела, надо ей мир показать...» Представляете? У родной дочери и внуков – ни кола ни двора, живём в постоянной тревоге, о путешествиях и не мечтаем. А он – неизвестно кого на океан повёз!.. Эх, знала бы мама, во что всё это выльется…
Эта Лизонька, а точнее, Елизавета Андреевна, – новая супруга моего отца. Мамы не стало шесть лет назад, и папа, Фёдор Ефимович, очень тяжело переживал утрату. Они были неразлучны, поэтому мы боялись оставлять его одного. Но и я не могла постоянно находиться рядом – у меня своя семья, дети, работа.
К счастью, подвернулась соседка по подъезду – та самая Елизавета Андреевна. Она охотно согласилась присматривать за отцом, даже отказывалась от денег, говорила: «Да я просто по-человечески, от души». Мне было неловко, и я уговорила её принимать хотя бы символическую плату – так спокойнее, когда обязанности оформлены хоть как-то.
– Мама хорошо знала эту женщину! – вздыхает Марьяна. – Рассказывала мне о ней. Лиза как-то призналась маме: «Мечтаю в старости быть одинокой старухой – так устала от всех». И неудивительно. В её двухкомнатную квартиру сначала сын с женой и ребёнком подсели, потом дочь с двумя детьми после развода вернулась.
– И все втроём в двушке ютились?
– Всемером, представляете? На сорока с небольшим метрах. И главное – на какие средства? Не исключаю, что выживали в том числе на пенсию Елизаветы Андреевны…
…Эту женщину весь дом видел вечно спешащей, обвешанной детьми, колясками и сумками. В её квартире постоянно стоял гам, что-то подгорало, ссорились родственники. Поэтому я сама предложила ей переехать к отцу – в его просторной четырёхкомнатной квартире места хватало.
И поначалу всё складывалось прекрасно: энергичная Елизавета Андреевна пекла, убирала, без умолку болтала, вытаскивала папу не только в парк, но и в кино, кафе. Они сдружились. На день рождения отец подарил ей первую в жизни шубу – и я не возражала. Казалось, сама судьба послала нам такую замечательную сиделку-компаньонку.
– Отец воспрянул духом, стал лучше выглядеть! – продолжает Марьяна. – Я даже отказалась от своей доли маминого наследства в его пользу – тогда мне казалось, что это правильно… Сказала ему, он лишь пожал плечами: «Как знаешь». С мамой они жили хорошо: большая квартира, добротная дача – по сути, загородный дом со всеми удобствами, гараж, машина…
А вскоре после оформления наследства отец объявил, что женится. На ком – вопросов не было: конечно, на своей компаньонке, Елизавете Андреевне.
– В общем, тётка грамотно его обвела вокруг пальца! – сокрушается Марьяна. – А мы с детьми остались ни с чем. Отец и слушать не хочет, что его «Лизоньке» нужен не он, а его состояние… Я пыталась открыть ему глаза, но бесполезно!
На свадьбу к отцу я демонстративно не пошла, и вот уже лет пять мы почти не общаемся. Ему семьдесят пять, а он до сих пор носится со своей шестидесятипятилетней «Лизонькой», как говорит Марьяна, «словно наседка с цыплёнком». О дочери и внуках даже не вспоминает.
Между тем, в моей жизни за эти годы произошли не самые радостные перемены. Я развелась, разделила имущество, взяла ипотеку на себя одну. Тяну квартиру, воспитываю двоих детей. Старшему в следующем году поступать, а денег на репетиторов или курсы нет.
– Не поступит – пойдёт в армию, он это понимает, – вздыхает Марьяна.
Оплатить сыну даже самый простой вуз она не в состоянии.
– А дедушка тем временем везёт Лизоньку к океану! – с горечью заключает она…
Чья сторона права?
Как вы считаете, имеет ли Марьяна моральное право обижаться на отца? Брак в таком возрасте и в подобных обстоятельствах – уже не просто личное дело, а, возможно, предательство по отношению к дочери и даже к памяти первой жены. Вряд ли матери Марьяны понравилось бы, как её муж распорядился совместно нажитым имуществом, обделив дочь и внуков в пользу бывшей соседки…
А может, это дочь сама проявила недальновидность? Не захотела сидеть с отцом, наняла компаньонку, переложила на неё все заботы – и теперь пожинает плоды. За всё в жизни рано или поздно приходится платить.
С другой стороны, отец формально в своём праве – тратит свои деньги, продаёт своё имущество, и взрослой сорокалетней дочери, в общем-то, ничем не обязан…
Как вам видится эта ситуация? Что вы думаете?
СПАСИБО за лайк и подписку на канал! Еще больше интересных материалов - на моем сайте"Семейные обстоятельства". Заходите, читайте, обсуждайте!
