Мыс Крильон: переплетение эпох в сахалинской фортификации

Этот рассказ — о мысе Крильон, самой южной оконечности Сахалина. Это место, где слоями наложились друг на друга история и военная инженерия: советские укрепления, береговые батареи, японские форты и старинный маяк.

Заранее прошу прощения за качество некоторых фотографий — они сделаны на старый телефон. Но, как говорится, лучше хоть какие-то кадры, чем никаких, правда? :)

Маяк — свидетель столетий

Начать, пожалуй, стоит с самого сердца мыса — маяка «Крильон». Его история началась в 1883 году, когда на этом изрытом окопами и укреплениями полуострове появилась первая деревянная башня высотой 8,5 метров. По меркам того времени, это было серьёзное сооружение: для навигации в тумане здесь зажигали 15 аргандовых ламп, а в качестве звукового ориентира использовали пушку и колокол.

Спустя десятилетие, в 1894 году, началось строительство нового, капитального маяка из японского кирпича. Любопытный факт: возводили его 25 корейских рабочих и всего двое русских. За два года работы были завершены, и башня получила современный по тем временам французский осветительный аппарат.

Позже, уже в советскую эпоху, технику модернизировали: вместо керосиновой горелки установили электрическую лампу. В доме смотрителя до сих пор хранятся старые фотографии, запечатлевшие разные этапы жизни маяка.

В 1980 году исторический колокол, отслуживший свой срок, сняли и перевезли в гидрографическую часть Тихоокеанского флота в Корсакове. Ходят слухи, что был здесь и второй колокол — японский, но, по словам местных, в лихие 90-е его попросту украли и сдали на металлолом.

Рядом с маяком можно найти старое здание, где до сих пор видны останки дизель-генераторов и насосов — немые свидетели былой инфраструктуры.

Следы истории на камнях

У самого подножия мыса в 1895 году, по распоряжению знаменитого контр-адмирала Степана Макарова, была заложена вековая марка для наблюдений за уровнем моря. В народе её прозвали «Макаровской меткой». К сожалению, время и стихия не пощадили памятник: за более чем столетие штормы и льды практически стёрли его, оставив на скале лишь едва читаемое слово «Марка».

Японское наследие: батарея «Соя»

Доминантой мыса является гора Конечная, возвышающаяся на сотню метров над морем. Её склоны ещё до Второй мировой войны японцы превратили в мощный укрепрайон. Здесь располагалась береговая батарея «Соя», вооружённая 149,1-мм крепостными орудиями Тип-96. Рядом находился командно-наблюдательный пост.

Такие орудия ещё несколько лет назад можно было найти, валяющимися в зарослях, но в последний наш приезд обнаружить их не удалось — времени на тщательные поиски не было. Бетонные сооружения, впрочем, сохранились отлично — японский бетон и спустя десятилетия демонстрирует свою прочность.

Советский ответ: батареи и танки в камне

Советская фортификация на Крильоне — это отдельная глава. Фланги укрепрайона прикрывали две мощные батареи: №301 и №975. Каждая была вооружена четырьмя 130-мм корабельными орудиями Б-13, установленными в капитальных орудийных двориках. Некоторые из этих установок сохранились до наших дней.

Но самой необычной частью обороны были, пожалуй, роты танковых огневых точек (РТОТ). На десантоопасных направлениях в бетонные капониры были вмурованы танки ИС-3. Четвёртая рота из десяти таких «каменных» танков располагалась выше батареи №301, а пятая, разделённая на два фланга по 10 машин, — выше батареи №975. Представляете эту картину: грозные ИСы, намертво встроенные в скалы, готовые встретить врага с моря.

Вот таким получился этот краткий обзор удивительного места, где история буквально вписана в ландшафт. Если доведётся побывать здесь снова, обязательно подготовлю более детальный рассказ о каждом из этих укреплений.

На этом — всё.

Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш канал.

Спасибо, что были с нами! До новых встреч в путешествиях по истории.