Приветствую вас. Я продолжаю делиться своими впечатлениями из некогда живой, а ныне покинутой деревни Ашкельдино, что в Нижегородской области. Это место, которое раньше относилось к Шарангской волости Яранского уезда Вятской губернии, теперь хранит лишь тишину и память.
Официально деревню признали заброшенной в 2016 году, но на самом деле жизнь покинула эти дома гораздо раньше. Остатки угасающей российской глубинки расположились в невероятно живописном месте — на холме у самой реки. Летом, наверное, здесь можно было бы писать этюды, созерцая бескрайние просторы и суровую, но прекрасную природу, которая теперь соседствует с руинами.
Происхождение названия
История имени «Ашкельдино» окутана тайной, и у краеведов есть несколько версий:
- Возможно, оно произошло от татарского слова «ашакеландеру», что переводится как «портить» или «осквернять».
- Другая гипотеза связывает его с марийским «ашакландараш», имеющим схожее значение — «поругать», «осквернить».
- Есть также предположение, что корни названия ведут к тюркскому личному имени Ашкельде.
Когда-то дома здесь были заперты, окна заколочены досками, но, как гласит поговорка, свято место пусто не бывает. Со временем почти каждый дом вскрыли — уцелели лишь два.
Страницы истории
В 1926 году в Ашкельдино кипела жизнь: здесь проживало 259 человек в 42 хозяйствах. Однако в 1931 году, с приходом новой власти, одно из хозяйств раскулачили. Тогда же был создан колхоз под названием «Свободный труженик» — название, звучащее сегодня с горькой иронией, если вспомнить, как насильственно и тяжело проходила коллективизация.
К сожалению, мне не удалось отыскать более подробных сведений об этой деревне. Но даже эти крупицы информации уже что-то значат. О таких местах, конечно, не станут снимать репортажи для федеральных каналов, где в эфире царит повестка о стабильности и успехах.
«И зачем ты туда ходишь?» — этот вопрос мне задают всё чаще. Отвечаю в очередной раз: я прихожу сюда, чтобы сохранить память об этих местах хотя бы на страницах своего блога, в фотографиях и видео. Время неумолимо, и скоро от таких деревень не останется и следа — они никому не нужны.
Моя миссия
Каждая поездка в заброшенную деревню — это шанс создать для вас репортаж, показать, как жили люди раньше, что осталось от прежней России. Это далеко не мародёрство, как порой пишут некоторые недалёкие критики. Всё ценное отсюда вынесли давным-давно. Сейчас это просто хлам, не имеющий материальной ценности, но для истории каждая такая вещь — бесценное свидетельство ушедшей эпохи.
