Почти у каждого из нас есть воспоминания о детском саде — то беззаботное время, когда дни наполнялись играми, рисованием, беготнёй на площадке и попытками избежать послеобеденного сна. Многие сейчас с теплотой вспоминают те годы и даже мечтают вернуться в детство, но только не маленькие жители Припяти — для них детский сад стал символом внезапно оборвавшейся жизни.
Эвакуация и пустые сады
Как известно, авария на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года, в субботу. Родителям не пришлось в спешке забирать детей из садов — в тот день они были дома, на дачах или за городом. Эвакуация же началась только в воскресенье, поэтому все четырнадцать детских садов Припяти опустели сразу и навсегда. Сегодня я хочу рассказать об одном из них.
«Теремок» на Леси Украинки
Детский сад №8 «Теремок» расположен по адресу: улица Леси Украинки, 32. Это типичное двухэтажное здание серии 214-2-22, которое можно было встретить во многих городах Советского Союза. Садик находится в центре третьего микрорайона, рядом с ним когда-то высадили сосновую лесополосу, чтобы оградить детскую поликлинику от шума школы и сада. Говорят, некоторые сталкеры, исследующие Зону отчуждения, слышат здесь детские голоса. Лично я в такие истории, конечно, «верю», но во время своего визита мне не посчастливилось их услышать — видимо, удача была не на моей стороне.
Внутри заброшенного сада
Поднимаюсь на второй этаж. В одной из комнат детские кроватки сброшены в беспорядочную кучу, побелка с потолка осыпалась и покрыла пол толстым слоем.
Повсюду валяются игрушки и куклы — немые свидетели внезапно остановившегося времени.
Обращаю внимание на детские шкафчики. У них нет номеров — вместо этого у каждого ребёнка была своя картинка. На некоторых изображены листья какого-то растения, но определить, какого именно, мне не удалось. Может, читатели подскажут в комментариях?
Вот старые железные машинки и грузовички — о таких игрушках многие мечтали в детстве. Теперь они никому не нужны, покрыты пылью и ржавчиной.
Заглядываю в уборную. Здесь та же система: у каждого ребёнка своя картинка, а внизу — крючок для полотенца. Удивительно, но батареи целы, хотя почти во всех домах Припяти их давно вывезли.
Игрушек и машинок здесь действительно много. Существует мнение, что часть из них завезли уже после аварии, когда по городу начали водить экскурсии, — просто для антуража и развлечения туристов.
Хотя официально заходить в здания экскурсионным группам запрещено, многие гиды всё равно приводят сюда туристов — видимо, деньги для них важнее правил.
Следы времени
В другой комнате тоже стоят детские кроватки. Одеяла, подушки, матрасы — всё сохранилось и лежит здесь уже 33 года, медленно разрушаясь под воздействием времени.
Многие окна в садике разбиты, поэтому внутрь свободно попадают осадки. Влажность здесь ощущается сразу — воздух сырой и тяжёлый.
На столе лежит открытый букварь, а под ним — бумажная шапочка с символикой ЧАЭС. Рядом валяются каски. Интересно, что они здесь делают?
На полу, под слоем осыпавшейся побелки, лежат куклы — некоторые даже без голов.
Прощание с «Теремком»
Знаменитых детских голосов нам услышать так и не удалось, но мы не теряем надежды. Возможно, в следующий раз нам повезёт больше, и мы даже сможем записать их для вас. Но это будет уже совсем другая история...
А сейчас нам пора возвращаться на квартиру. На улице почти полдень, а это значит, что в садик скоро может зайти одна из экскурсионных групп. Встречаться с гидами нам нежелательно, поэтому мы отправляемся домой — отдохнуть перед новыми приключениями в покинутом городе атомщиков.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
