Чернобыльская зона отчуждения давно притягивала меня, как магнит. Там есть особая, необъяснимая аура — что-то загадочное и влекущее, что сложно передать словами. После первой своей вылазки я был уверен, что больше сюда не вернусь: все дни лил дождь, я до крови стер ноги, и хотя впечатлений было через край, покидал я зону вконец измотанный и раздраженный.
Зов, от которого не уйти
Однако уже через неделю меня начали преследовать навязчивые образы, или, как я их называю, «картинки». Зона звала меня обратно. Ложась спать, я не мог сомкнуть глаз — передо мной вновь и вновь проплывали брошенные дома, бескрайние поля, дикие леса, вся эта первозданная природа с ее красотой и обитателями.
В конце концов, зона взяла верх. Я, не раздумывая, собрал рюкзак, вместе с товарищем взял билеты до Киева и отправился в путь.
Возвращение в летнюю тишину
Этот поход оказался на удивление прекрасным. Стояла теплая, даже жаркая погода, без единого дождя — что и неудивительно, ведь было самое пекло лета. Пока все толпились на южных курортах и заграничных пляжах, я в своих походных кроссовках исследовал территорию Чернобыльского радиационно-экологического заповедника.
Это и вправду уникальный заповедник. Огромное количество диких животных, буйная растительность — природа, без какого-либо вмешательства человека, медленно, но верно отвоевывает себе пространство у следов былого человеческого величия.
Цель — третья очередь ЧАЭС
Но сегодня я хочу рассказать не о флоре и фауне. Главной целью того похода была третья очередь Чернобыльской атомной электростанции. Всего в двух километрах от печально известного четвертого энергоблока, на момент аварии шло возведение еще двух новых блоков — пятого и шестого. Выйдя ночью из Припяти, к утру мы уже стояли на крыше недостроенного пятого энергоблока ЧАЭС.
Для пятого и шестого блоков даже начали строить градирни, ведь существующий пруд-охладитель уже не справился бы с отводом тепла от двух дополнительных реакторов РБМК-1000. Одну градирню успели возвести чуть больше чем наполовину, вторую — процентов на десять. Их хорошо видно на фото, сделанном как раз с крыши пятого блока.
После катастрофы судьба недостроенных энергоблоков была неясна, поэтому их решили законсервировать, обшив специальным материалом — металлоизолом. Не знаю, миф это или быль, но я где-то читал, что во время этих работ с крыши сорвалось несколько строителей, и такие падения, увы, никогда не обходились без жертв.
С края крыши открывается вид на зияющую дыру в перекрытии блока вспомогательных систем. Реактор сюда так и не успели установить, хотя собирали их неподалеку — в цехе укрупненной сборки металлоконструкций, который виден слева на снимке.
Вот тот же вид, но с немного другого ракурса.
Ржавые и шаткие лестницы ведут на самый верх блока «В». Удивительно, но прямо на крыше уже начинают пробиваться молодые деревца — природа не дремлет.
Заморозившиеся гиганты
Множество башенных кранов, которые возводили третью очередь ЧАЭС, так и не были демонтированы.
Они и по сей день стоят на своих местах, лишь слегка покачиваясь на ветру и тихо поскрипывая, будто жалуясь на долгое забвение.
А на рассвете мне удалось поймать этот потрясающий кадр: восходящее солнце и силуэты двух стрел строительных кранов.
В котловане машинного зала шестого энергоблока застыл, проржавевший и изъеденный временем, кран СКР-2200.
Масштабы этой замороженной стройки поражают. Вот уже 33 года здесь царит полная остановка. Краны замерли в неестественных позах и кажется, вот-вот рухнут в пустые котлованы под собственной тяжестью.
Рассвет и необходимость ухода
В то утро был прекрасный рассвет. Туман стелился над прудом-охладителем и рекой Припять. Через несколько часов мы уже будем купаться в прохладной воде, а сейчас — продолжаем нашу прогулку.
Часть машинного зала пятого энергоблока. Рядом — кран БК-1000, высокий, стройный, по-своему величественный даже в таком состоянии.
Вид на саму Чернобыльскую АЭС. На заднем плане — громада нового безопасного конфайнмента, известного как «Укрытие-2» или «Арка».
Солнце поднималось все выше, а это означало, что скоро начнутся обходы охраны, приедет полиция и запустит дроны на поиски нелегальных туристов вроде нас. Жаль было покидать это грандиозное, застывшее во времени сооружение, но выбора не оставалось. Мы спустились по той же ржавой и ненадежной лестнице и направились в сторону пруда-охладителя — очень уж хотелось освежиться. В зоне мы были уже больше пяти дней, а впереди нас ждало еще много приключений и не один десяток километров пути.
Видео с крыши третьей очереди ЧАЭС.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
