Привет любителям истории и исторических монументальных построек. Сегодня такое настроение, что захотелось вспомнить давно ушедший в прошлое великий исторический проект.
Это Круглое (или круговое) депо Николаевской железной дороги.
Сейчас её еще называют Октябрьской. На билетах с Ленинградского вокзала направление обозначается «Москва Окт» и в данном случае, конечно, подразумевается Октябрьская железная дорога
Строилась эта железная дорога по указу Николая I еще в середине XIX века, именно поэтому она называлась Николаевской. В течение XIX века дорога постоянно модернизировалась, в том числе были построены круговые паровозные депо с поворотными столами.
В тот период было построено 9 круговых депо. На данный момент, шесть депо разрушено более чем на 50%.
В этот раз речь пойдёт об утраченном веерном депо автором проекта которого выступал известны архитектор того времени К. А. Тон. Построено уникальное депо в оно было в далёком 1851 году.
Как вы понимаете из тематики блога, депо оказалось брошенным и забытым. До поры до времени. Это та очередная часть истории страны, которая бессовестно канула в лету. А может быть и нет, тут уже сами для себя решите после прочтения данной публикации.
В отличие от других подобных депо, московское строилось около пруда и поэтому в постройку было внесено несколько изменений.
Здание поставили на высокое основание, а мастерские разместили отдельно. Таким образом, это было единственное полностью круглое депо.
Раз нет мастерских, значит и нет необходимости в размещении въезда в них. На месте путей, которые в других депо предназначались для въезда в мастерские, Тон устроил еще два стойла паровозов.
В середине депо под куполом находился круг для разворота паровозов, который позже отправлял паровоз в нужное стойло. Всего их было 20, на 2 больше, чем в обычных депо.
До современной России депо дожило с рядом перестроек. Пропал купол, а между сводами сделаны междуэтажные перекрытия, достроен 3 этаж.
Самые проблемы начались в 90-е годы, как оно обычно и бывает. Здание депо стали использовать полностью в рыночно-торговых целях.
На тот момент депо уже сложно было назвать сохраненным памятником архитектуры, но дальше стало еще хуже.
В 2007 году появилась идея построить новые железнодорожные пути, провести их планировалось через территорию, где находилось наше депо.
Что сделал город?
Обратился в МосКомНаследие, чтобы с депо сняло статус объекта культурного наследия. Причин выдумали много — аварийность, перенос здания, значимость проекта и железнодорожных постройки путей.
Что же было дальше? А дальше в игру ворвалось множество структур, которые играли на двух сторонах. Одни придумывали всевозможные причины для сохранения депо, а другие придумывали повод снести его.
Позже произошло странное.
В начале 2013 года депо было абсолютно пусто. Весь рынок был выведен. В ушах звенела тишина в ожидании, что же будет дальше.
Дальше в полу начались появляться дыры, каждый день новые. Во двор пригнан экскаватор.
Мы ходили фотографировать депо в период сноса несколько дней, и каждый раз у здания пропадали те или иные части, появлялись новые дыры. Вскоре на месте депо были только горы строительного мусора.
Последнее, что мы могли наблюдать — снос существенной части здания. От старого депо остался только каркас «ребер».
Сложно сказать, приобрел город что-то или же потерял. Большую часть депо снесли, но архитекторы попытались восстановить его исторических облик, включая купол, который Москва не видела очень много лет.
Подытожим. Депо снесли. Затем отстроили заново. До сноса там был рынок, после сноса тоже рынок. Только более красиво оформленный и называющийся книжный клуб. Не реставрация, а реконструкция.
По сему мы имеем новое здание, но выглядящее как старое, историческое. Хорошо это или плохо судить не берусь, но с радостью выслушаю ваше мнение в комментариях. Как считаете? Хороший расклад или нет?