Заброшенный Гусевский Хрустальный Завод: руины, где родился легендарный гранёный стакан

Наше путешествие по городам бывшего Союза продолжается, и сегодня я хочу поделиться историей одного места с удивительной, но грустной судьбой. Мы побывали там, где когда-то создавали те самые «хрустальных сов» и «бабушкины сервизы», которые до сих пор хранятся на полках во многих домах.

Когда мы приехали, от некогда огромного производства остались лишь воспоминания. Жизнь теплилась только в котельной да в одном-единственном цеху. Остальные же корпуса больше напоминали руины после какого-то катаклизма. Создавалось впечатление, что продукция завода просто перестала быть нужной людям, и градообразующее предприятие тихо угасло, став лакомым куском для мародёров…

Внимание! Чтобы понять всю картину и не сделать поспешных выводов, очень советую дочитать этот рассказ до конца. Всё оказалось не так однозначно, как выглядело на первый взгляд.

Страницы истории

Свою летопись завод в Гусь-Хрустальном начал в далёком 1756 году, когда купец Аким Мальцов решил основать здесь стекольное производство. Первыми изделиями были простые стаканы и рюмки. Однако уже в 1830-х годах предприятие совершило рывок, освоив выпуск «богемского хрусталя». По качеству он не уступал знаменитому чешскому, но был куда доступнее по цене.

Революционные события 1917 года остановили работу завода. Цехи вновь ожили лишь в 1923 году, уже при советской власти.

Именно в советскую эпоху завод обрёл всенародную славу. Здесь начали производить культовые гранёные стаканы, дизайн которых приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной. Параллельно мастера-стеклодувы создавали изумительные многоцветные изделия, настоящие произведения искусства.

Время испытаний и труда

С началом Великой Отечественной войны Гусевский завод перестроился на военные рельсы. Вместо ваз и сервизов здесь стали делать ампулы для медикаментов, светотехническое стекло, термосы, фляги и прочую необходимую фронту мелочёвку. Каждый работник вкладывал все силы, понимая, что его труд — это вклад в общую Победу.

Прогуливаясь по заброшенному административному зданию, мы находили множество следов прошлой жизни: старые пишущие машинки, образцы продукции, целые залежи технической документации и книг, покрытых плотным слоем пыли. Каждый такой предмет — молчаливый свидетель ушедшей эпохи.

Лихие девяностые и полный упадок

Для завода, как и для тысяч других советских предприятий, девяностые годы стали роковыми. Череда приватизаций, банкротств и непонятных криминальных схем привела к тому, что в 2012 году производство было окончательно остановлено.

То, что мы увидели, сложно описать словами. Это была настоящая разруха. Завод буквально растаскивали по кирпичику. Если административный корпус ещё как-то сохранился, то производственные цеха напоминали последствия бомбёжки — голые стены, вывороченные коммуникации, груды мусора.

Вот, например, так выглядел цех, где когда-то стояли печи для обжига хрусталя. От былого могущества не осталось и следа.

Лишь один цех мы нашли в относительно целостном состоянии. Там ещё оставались образцы готовых изделий, конвейерная лента и пара печей, будто замерших в ожидании, что кто-то снова их растопит.

Неожиданный поворот

И вот здесь самое время вспомнить нашу просьбу дочитать материал до конца. Дело в том, что, согласно некоторым данным, в 2013 году на заводе якобы возобновилась работа. Наш же визит состоялся позже, и мы не увидели ни малейших признаков активности. Искренне хочется верить, что наши источники ошиблись.

С другой стороны, по официальным бумагам предприятие до сих пор числится действующим. Есть информация, что в 2018 году там трудилось около 80 человек. Сайт компании периодически обновляется, и, судя по всему, сейчас завод переориентировался на выпуск небольших, эксклюзивных партий авторского хрусталя.

Получается, что гигант массового производства превратился в мастерскую для индивидуальных заказов. Однако большая часть его территории, если смотреть на спутниковые снимки, по-прежнему выглядит заброшенной и безжизненной.

От всей души хочется надеяться, что Гусевской хрустальный завод выживет и сумеет сохранить те уникальные традиции, которые были заложены мастерами более двух с половиной веков назад.

А как думаете вы? Можно ли считать завод «живым», если от его былого размаха остался лишь один цех и несколько десятков работников? Есть ли у него будущее в современных реалиях?

Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"