Недостроенные реакторы и гигантские градирни: неизвестная стройка Чернобыльской АЭС

В комментариях к нашим статьям о Чернобыльской АЭС я регулярно сталкиваюсь с одним и тем же утверждением: — «Ну что вы рассказываете, реакторов было всего четыре, и авария произошла на четвертом».

Отчасти читатели правы — действительно, в эксплуатацию были введены четыре энергоблока. Однако мало кто знает, что на момент катастрофы велось активное строительство еще двух реакторов, которые так и не были достроены.

Заброшенная стройка пятого и шестого блоков

Энергоблоки №5 и №6 возводились всего в километре от основной станции. Их пуск, особенно пятого блока, был запланирован на осень 1986 года. Но после апрельской аварии 1986 года все работы резко остановили. Незаконченные конструкции законсервировали, обшив металлическими панелями. Уже 27 мая 1987 года власти официально объявили, что третья очередь ЧАЭС (а именно эти два блока) достраиваться не будет.

Строительство пятого энергоблока стартовало еще в 1981 году. Для него рядом возвели специальный цех, где планировали собирать крупные металлоконструкции для реактора РБМК-1000. Чтобы монтировать тяжелые элементы, установили мощный кран КП-640. Цифра в его названии как раз означает грузоподъемность — 640 тонн.

Сейчас эта территория представляет собой печальное зрелище. Под краном лежат груды металла с повышенным радиационным фоном. А в том самом сборочном цехе обосновались сборщики черного металла, которые устроили здесь свою базу. Они прямо на месте режут металл, чтобы потом вывезти его за пределы зоны отчуждения.

Мы проходим мимо этого крана и направляемся по железнодорожным путям в сторону градирен.

Оглядываемся назад: сквозь деревья еще виден тот самый кран, а также часть нового безопасного конфайнмента — «Укрытия-2», построенного над разрушенным четвертым блоком.

Зачем понадобились градирни-гиганты?

Теперь давайте разберемся с градирнями. Первые четыре энергоблока ЧАЭС охлаждались водой из искусственного пруда-охладителя. Но для планируемых пятого и шестого блоков его мощности уже не хватало. Расширить или углубить водоем было невозможно, поэтому инженеры приняли решение построить две градирни — огромные башни для испарительного охлаждения воды. К моменту аварии первую из них успели возвести примерно на 80%, а вторая так и осталась на этапе котлована.

Сложно передать словами или даже фотографией истинные масштабы этих сооружений. Они поражают воображение. И что удивительно: даже спустя более трех десятилетий без какого-либо обслуживания эти бетонные гиганты выглядят монументально и надежно.

Тысячи тонн бетона устремились в небо. Наверху до сих пор сохранились остатки деревянных строительных лесов, которые теперь постепенно разрушаются.

Внутри градирни невероятная акустика — эхо разносится под сводами. Шутя замечаем, что это было бы отличное место для концерта или выступления.

Внутри уже были смонтированы бетонные конструкции для системы труб, по которым должна была подаваться горячая вода. Принцип работы градирни похож на гигантский душевой распылитель: горячая вода поднимается наверх, распыляется, частично испаряется и, охлаждаясь, стекает вниз. Именно испарение и обеспечивает основной охлаждающий эффект.

Размеры башни колоссальны: диаметр основания составляет около 120 метров, а высота достигает примерно 150 метров.

Делаем прощальный снимок, буквально прилегая к земле, покрытой радиоактивным мхом. Замеры показывают, что фон здесь превышает норму в 15–20 раз. А до печально известного четвертого энергоблока — всего два километра по прямой.

Мы с напарником в последний раз смотрим на эти бетонные исполины и двигаемся дальше. Солнце поднимается все выше, а это сигнал для нас: скоро проснется охрана и начнут патрулировать полицейские. Значит, пора искать укрытие. В следующий раз я расскажу, как мы рискнули искупаться в том самом пруду-охладителе и как проходит день сталкера, который вынужден скрываться от бдительных стражей порядка до самого заката.

Материал подготовлен Максимом Майоровым специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые истории и репортажи.