Огромная военная авиабаза "Терек" (Хабаровск-Центральный) породившая знаменитый 18-й ИАП "Нормандия-Неман"

{ "title": "Авиабаза "Терек" (Хабаровск-Центральный): колыбель авиации и живая история Дальнего Востока", "body": "

На Дальнем Востоке есть поистине уникальное место — центральная военная авиабаза "Терек", также известная как "Хабаровск-Центральный" или "Большой аэродром". Это не просто аэродром, а настоящая кузница авиационных кадров и частей, подарившая жизнь множеству полков, бригад и эскадрилий самого разного назначения, включая легендарный 18-й истребительный авиаполк "Нормандия-Неман". Сложно найти на всём Дальнем Востоке аэродром с такой же насыщенной историей и разнообразным парком авиатехники, хотя мы и рассказывали о многих других.

Сегодня это аэродром совместного базирования: помимо подразделений Воздушно-Космических Сил, здесь размещаются авиация ФСБ, МВД и МЧС. Признанием её высокого статуса стало звание лучшей авиабазы России, присвоенное в 2014 году.

Обычно мы фокусируемся на заброшенных объектах, но в этот раз хотим показать вам не просто действующую базу, а одну из самых мощных и хорошо сохранившихся на Дальнем Востоке, если не лучшую в своём роде.

Но прежде чем перейти к фотографиям, давайте, как всегда, погрузимся в историю. Она очень богата, поэтому текста будет много — если это не ваше, просто пролистайте этот раздел :)

Если в чём-то ошиблись — заранее просим прощения, разобраться во всех хитросплетениях истории было непросто. Будем рады вашим правкам и дополнениям в комментариях.

Начало пути: от эскадрильи к авиабазе

История аэродрома начинается в 1926 году, когда в составе отдельной Дальневосточной армии в Хабаровске на грунтовой площадке была сформирована 26-я отдельная истребительная эскадрилья.

В 1928 году на окраине города, на берегу Амура, появился 68-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый 14 морскими разведчиками МР-1 — советскими улучшенными копиями английских бипланов "Де Хэвиленд". Позже эти машины участвовали в конфликте на КВЖД, а для базирования отряда в составе Амурской флотилии оборудовали гидроаэродром "Красная Речка". Хотя это может показаться отдельной историей, она напрямую связана со становлением всей хабаровской авиации.

К концу 1930-х на гидроаэродроме появились ещё два итальянских двухфюзеляжных трёхкилевых самолёта "Савойя-55".

Летом 1932 года в Хабаровске сформировали 78-ю крейсерскую авиаэскадрилью и начали строить будущий "Большой аэродром". Сюда из Подмосковья перебросили три тяжёлые бомбардировочные эскадрильи 19-й авиабригады, летавшие на самолётах ТБ-3.

Для обслуживания бригады создали 89-й авиапарк 1-го разряда, а сама бригада сменила номер на 28-ю и вошла в состав Морских Сил Дальнего Востока.

Весной 1933 года 28-ю авиабригаду передислоцировали на аэродромы "Воздвиженка", "Дубининский Разъезд" и "Михайловка", а её управление разместили в селе Воздвиженка.

Освободившееся место заняли четыре эскадрильи 23-й Тяжёлой Бомбардировочной Авиационной Бригады на самолётах ТБ-3, прибывшие из Монино. Бригада сменила номер на 26-ю ТБАБ и к осени 1933 года была переподчинена из Морских Сил ДВ в Особую Краснознамённую Дальневосточную армию.

Кроме них, в состав бригады вошли 26-я истребительная авиаэскадрилья на самолётах И-5, 26-й авиапарк, 26-й авиаполигон, 26-я рота связи и 26-я школа младших авиационных специалистов.

Также на аэродром перебазировалась 46-я Корректировочно-Разведывательная авиаэскадрилья, сменившая номер на 51-ю КРАЭ. Она была вооружена многоцелевыми самолётами Р-6, которые могли выполнять роли разведчиков, торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей дальнего сопровождения.

Ремонт и модернизация: рождение авиазавода

В 1934 году при аэродроме организовали "60-е Стационарные авиационные мастерские Военно-воздушного флота", которые занимались ремонтом самолётов и двигателей. Со временем они разрослись до полноценного авиаремонтного завода, переименованного в 1959 году в "12-й АРЗ МО СССР".

С начала 1960-х основным профилем завода стал ремонт, доработка и модернизация первых советских реактивных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, способных нести ядерное оружие.

Один из таких самолётов ещё оставался на территории завода в 1998 году.

Позже здесь стали ремонтировать и модернизировать сверхзвуковые многоцелевые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 вплоть до модификации М3. При заводе работала инженерная лётно-испытательная часть, где пилоты переучивались на новые машины, но в 1990-е часть расформировали, и завод прекратил работу с этими самолётами, законсервировав соответствующие цеха. Несколько Ту-22М3 до сих пор сохранились на территории в полуразобранном виде. О них и о части подготовки пилотов мы уже писали отдельно.

Модернизация и новое имя

В 1938 году в рамках масштабной модернизации под руководством генерала Д. М. Карбышева построили новую бетонную взлётно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолётов, а аэродром получил официальное название "Хабаровск-Центральный". В народе его стали называть "Большим аэродромом", так как он превзошёл размерами первый гражданский аэропорт Хабаровска, который затем стали использовать для малой авиации. Это народное название сохранилось до сих пор.

Позже аэродром продолжали модернизировать, и сейчас он имеет ВПП с бетонным покрытием длиной 2400 м и шириной 37 м. Несмотря на кажущуюся небольшую длину, это не мешало ему принимать таких крупных "птиц", как Ту-16.

Рождение легенды: от 6-го ИАП до "Нормандии-Неман"

Весной того же года на базе 26-й ТБАБ сформировали 22-й дальнебомбардировочный авиаполк, а на основе входившей в неё 26-й отдельной истребительной авиаэскадрильи — 6-й истребительный авиаполк, вооружённый истребителями И-15 и И-16, который затем передислоцировали на аэродром "Гаровка-2".

На его истории стоит остановиться подробнее.

Летом 1941 года 6-й ИАП отправили на запад, в действующую армию. В начале 1942 года в Новосибирске полк переучили, переформировали и переименовали в 18-й гвардейский ИАП. В конце того же года в его состав включили дополнительную 1-ю эскадрилью ВВС свободной Франции "Нормандия", на базе которой летом 1943 года развернули 1-й отдельный истребительный авиаполк сражающейся Франции.

В конце 1943 года 18-й гв. ИАП наградили орденом Красного Знамени, а летом 1944 года — орденом Суворова III степени, присвоив почётное наименование "Витебский".

Летом 1945 года полк вернулся на Дальний Восток для участия в войне с милитаристской Японией. После войны его передислоцировали в Белоруссию, затем в Подмосковье, а весной 1950 года он снова вернулся на Дальний Восток, на аэродром "Воздвиженка".

Весной 1951 года полк направили в Китай для участия в боевых действиях в Корее, а в начале зимы 1952 года 18-й гв. ИАП перебазировали на аэродром "Галенки".

В 1982 году после перевооружения полк переименовали в истребительно-бомбардировочный, а в 1993 году — в штурмовой.

9 мая 1995 года, чтобы сохранить традиции, полку присвоили почётное наименование "Нормандия-Неман", а в 2006 году его наградили французским орденом Почётного Легиона.

За свою историю полк постоянно перевооружался, летая на Як-1, Як-3, Як-7, Як-7Б, Як-9, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, МиГ-27 и Су-25.

А в 2009 году (по другим данным — в 2011) 18-й отдельный гвардейский штурмовой Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова III степени ордена Почётного Легиона Республики Франция авиационный полк "Нормандия-Неман" расформировали. Но в 2013 году его снова сформировали, уже на аэродроме "Черниговка".

Множество частей — одна история

Помимо уже упомянутых, за историю аэродрома на нём базировалось множество авиационных частей разных ведомств. Вот основные, но далеко не все:

Здесь, например, базировался 257-й отдельный смешанный авиаполк на самолётах Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 и Ту-154, работавший в интересах командования штаба округа. Позже полк переформировали в 265-ю авиабазу, затем в 6-ю авиагруппу 6983-й авиабазы.

В 1967 году на аэродроме сформировали 8-ю отдельную смешанную авиаэскадрилью, которую в 1979 году ввели в состав 257-го ОСАП, а в 1982 году передислоцировали на аэродром "Гаровка-2", откуда в 1994 году перебазировали на вертодром "Обор", где расформировали в 1998 году.

Также в 1967 году здесь сформировали 12-й отдельный вертолётный отряд на вертолётах Ми-2, который в 1982 году передислоцировали на "Гаровку-2", где расформировали в 1989 году.

Пограничные войска

Здесь базировался и пограничный авиаполк, позже сокращённый до 16-й отдельной авиаэскадрильи пограничных войск.

МВД

Весной 1979 года здесь же сформировали первое авиационное подразделение в структуре МВД СССР — 1-ю отдельную смешанную авиаэскадрилью внутренних войск МВД, в составе которой было 4 звена по три вертолёта Ми-8 и один транспортный Ан-26, а также отдельно базировавшееся вертолётное звено на аэродроме Чита-1 "Черёмушки".

В 1980 году на базе разросшейся 1-й эскадрильи сформировали 2-ю отдельную авиаэскадрилью МВД. Обе эскадрильи обеспечивали деятельность 103-й и 104-й железнодорожных дивизий внутренних войск МВД СССР в Хабаровском и Приморском краях, на Сахалине, Камчатке, в Магадане и на Чукотке.

Позже на базе этих эскадрилий сформировали и третью, включавшую 5 отдельных батальонов аэродромного обслуживания, разбросанных по всему СССР с дислокацией в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Свердловске и Алма-Ате.

В 1987 году 2-ю отдельную авиаэскадрилью МВД передислоцировали в Читу, откуда в 2007 году — в Иркутск.

1-я отдельная авиаэскадрилья продолжает базироваться на "Тереке", включая три вертолётных звена и два Ан-26.

ПВО

С 1985 года на "Тереке" дислоцировалась 252-я отдельная смешанная авиаэскадрилья 11-й армии ПВО на самолётах Ан-12, Ан-26, Ил-14 и вертолётах Ми-8Т.

В 1991 году на аэродроме "Гаровка-2" сформировали вертолётное звено при управлении дивизии в/ч 32883, которое в 1994 году передислоцировали на "Терек", где расформировали в 1997 году.

МЧС

Осенью 1999 года с аэродрома "Гаровка-2" на "Терек" передислоцировали 137-й отдельный вертолётный отряд Гражданской обороны, на основе которого в 2001 году развернули 171-ю отдельную смешанную авиаэскадрилью, а на её базе в 2006 году сформировали авиабазу МЧС.

В 2010 году авиабазу МЧС переформировали в мощный Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России, в парке которого есть модификации вертолётов Ми-8 и Ми-26Т, а также самолёты Ан-74 и Бе-200ЧС.

ВКС

В 2010 году в состав сформированной 573-й авиабазы армейской авиации второго разряда вошёл передислоцированный с аэродрома "Гаровка-2" 825-й отдельный вертолётный полк. На "Гаровке-2" он появился в 1982 году после перебазирования из Амурской области с аэродрома "Средне-Белая", куда полк прибыл в 1968 году после передислокации из Литовской ССР с аэродрома "Каунас".

Сегодня основные площади аэродрома занимает 573-я авиационная база армейской авиации 2-го разряда, на вооружении которой состоят самолёты и вертолёты различного назначения. Здесь базируются, например, 18-я бригада армейской авиации и 35-й отдельный транспортный смешанный авиаполк. Кроме того, на базе почти всегда присутствует техника из других авиаполков.

День открытых дверей: взгляд изнутри

У въезда на территорию установлен истребитель-бомбардировщик Су-7Б, который раньше стоял на квартал дальше, но при строительстве новой дорожной развязки его перенесли сюда.

Давайте посмотрим на авиабазу во время дней открытых дверей, когда попасть сюда может любой желающий.

У КПП висит предупреждающий баннер.

Мы движемся 3,5 километра по дороге, выложенной бетонными плитами, через гарнизон к аэродрому.

К сожалению, во время визитов с собой не было хорошего фотоаппарата, так что снимки получились не самого высокого качества.

На полпути к аэродрому под открытым небом несколько лет назад организовали площадки со старой техникой и самолётами, связанными с историей авиабазы.

Здесь различные установки ПВО — от С-75 до С-300.

Пара РЛС.

Самолёт Ли-2Т, перевезённый с постамента в бывшем гарнизоне аэродрома "Гаровка-2".

Су-17УМ3.

Один из тех самых Ту-22М3, оставшихся на территории завода.

Ан-12.

Ан-26. На заднем плане — ещё пара вертолётов: Ми-24В и Ми-8.

Су-27.

МиГ-27.

Вот мы уже прошли 2,5 км и подходим к началу аэродрома. Слева — 12-й АРЗ, справа — лётное поле.

Стоянка вспомогательной техники. Виден хвост Ан-12БК с хвостовой кабиной. По какому-то договору хвостовое вооружение с таких самолётов в мирное время должно быть снято.

Проходим несколько площадок со стоянками транспортной авиации.

Наконец выходим к рулёжной дорожке, которая ведёт на площадку, где в день открытых дверей выставлена разная техника — её можно трогать и даже залезать внутрь.

Первыми нас встречают самолёты для нужд командования ВВО. Это модифицированный пассажирский Ту-154 Б2.

И пассажирский Ту-134А.

Далее идут транспортные самолёты.

Военно-транспортный Ан-12БК.

Военно-транспортный Ан-26.

На таких мероприятиях на авиабазе всегда много народу, и сфотографировать что-то без людей в кадре почти невозможно, так что простите :)

Многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения Су-27СМ.

Тактический фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24М поколения 3+.

Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4++.

Сверхзвуковой высотный всепогодный модернизированный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31БМ. Как пишут, эта модификация может конкурировать с новыми самолётами пятого поколения.

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ, модернизированный до четвёртого поколения.