Дорожные приключения на Мадагаскаре: от «гаишников» до философии «мора-мора»

Местные полицейские чем-то напоминают наших — тоже не прочь получить «неофициальный бонус», но действуют порой с удивительной наивностью и своеобразной логикой. Расскажу историю, которая приключилась с моим приятелем. Он ехал на Toyota Hilux с жесткой крышкой на кузове. Его остановил патрульный.

- Bonjour, документы, пожалуйста.

Документы были в идеальном порядке. Полицейский долго изучал аналог нашего техпаспорта, а затем заявил:

- Мсье, вы нарушаете.

- В чём именно?

- Ну как же… Смотрите, что у вас указано в графе «тип кузова»?

- Пикап.

- А разве у вас сзади не установлена крышка?

- Установлена.

- Вот видите! — торжествующе произнёс страж порядка. — Если кузов закрывается, это уже не пикап, а кабриолет. Поэтому вам нужно менять документы, а я их сейчас изыму. =)

Так мой друг неожиданно стал «мсье Кабриолетом». Сидя сейчас в Москве и перебирая фотографии с Мадагаскара, с трудом верится, что всё это происходило на самом деле. Так всегда бывает после долгих путешествий: за окном — серые будни, а на снимках — буйство красок и жизни.

В путь

Наш транспорт — Toyota Hilux седьмого поколения, механическая коробка, белый цвет, дизель.

Основная сеть дорог на острове — наследие французской колониальной эпохи. После обретения независимости в 1960 году строительство инфраструктуры практически остановилось. Если бы проводился чемпионат мира по «ничегонеделанию», малагасийцы, пожалуй, взяли бы золото.

Центральная часть острова поразила аккуратными рисовыми чеками — ярко-салатными прямоугольниками молодых побегов.

Частных машин на дорогах мало, большинство местных передвигается пешком.

Проехав километров тридцать от какой-то деревни, по картам — абсолютная глушь, а тут вдруг — чистенькие школьники идут из школы. Куда и сколько им идти — загадка.

Дорожная разметка, ограждения и прочие атрибуты цивилизованных трасс здесь — большая редкость.

Особенности местного трафика

С наступлением темноты многие дороги перекрывают или организуют конвои. Если стемнело — твои проблемы. Делается это якобы для безопасности: если улетишь с дороги, тебя хотя бы найдут.

Путешествуя на машине, нужно быть предельно внимательным. Слететь с дороги можно в мгновение ока, особенно после дождя.

Тропические ливни часто размывают дорожное полотно. Местные микроавтобусы («басики») то и дело съезжают в промоины. Вытаскивают их всем миром, с шутками и смехом. Малагасийцы в целом народ незлобивый и отзывчивый.

Удивительно, но дороги, построенные десятилетия назад, до сих пор в относительно приличном состоянии.

В местную «зиму» (когда у нас лето) дожди льют почти непрерывно. Размывает обочины, но само полотно держится стойко.

Почти все дорожные знаки между городами — бетонные. Местные жители, хоть и кажутся безобидными «душками», но если что-то можно открутить и приспособить в хозяйстве — обязательно сделают это или продадут соседям.

Люди и их мир

Чем глубже на остров, тем заметнее различия в одежде у местных жителей. У каждого племени свои цветовые предпочтения и фасоны. Нам наряды кажутся пёстрыми и бессистемными, но любой сельский житель сходу определит по ним социальный статус женщины.

С правилами дорожного движения тут просто: их практически нет. Приоритет определяется размером и крутизной машины. Чем больше авто, тем больше у него прав на дороге.

О том, что пешеходам нужно уступать, здесь тоже не слышали. Хотя если ты белый — есть шанс, что тебя пропустят, но гарантий нет.

Местный транспорт

Самый популярный вид — такси-бруси (taxi-brousse). Они вмещают человек 25 (а то и больше) и отправляются только когда заполнятся полностью.

Есть и другой вариант: старый грузовик, в кузове которого установлены скамейки, а на крыше — подобие багажника. Это официально называется автобусом. Они носятся между деревнями с полной загрузкой как угорелые.

Вот они, супостаты, приближаются. Слева на фото.

Заправки вроде бы как везде одинаковые, но тут есть своя специфика: нужно уметь отгонять местных детей. Если по незнанию дать одному конфету («кадо» — подарок на их языке), через минуту машину облепит с десяток гомонящих ребятишек. Сначала забавно, потом начинает раздражать. Когда уезжаешь, они бросаются под колёса, виснут на авто. За вещами тоже нужно следить. Литр дизеля стоит около 60 рублей.

Отключения электричества на Мадагаскаре — дело обычное. Страна бедная, энергия дорогая. Когда на заправке нет света, топливо качают ручным насосом. Но что неизменно удивляло — всё делается с улыбкой. =)

Это местный фермер. Сразу видно, что жизнь у человека сложилась прекрасно. И это не шутка.

Философия «мора-мора»

Мадагаскарская степь. Можно ехать часами, а пейзаж почти не меняется. Изредка навстречу попадаются старые французские автомобили — их тут много. Но если у тебя Toyota (любая), ты — «король дороги».

Здесь есть термин «мора-мора» — тихо-тихо, не спеша. Ездят они точно так же. Нет тут «гонщиков» и «рейсеров». Если разбился, чинить машину будет вся деревня, а денег всё равно нет. Поэтому — мора-мора. =)

Поначалу этот ритм раздражает, но потом расслабляешься и погружаешься в их особое, созерцательное течение жизни.

Совершенно бесполезное знание: на Мадагаскаре хамелеоны распространены как у нас кошки. Они лазают по деревьям, висят на хвостах. Иногда их сдувает ветром, и они разбиваются. Мёртвый хамелеон — серого цвета. Может, пригодится. =)

Вместо эпилога

Путешествие на автомобиле по Мадагаскару стало одним из самых ярких событий в моей жизни. Гигантские тараканы, хамелеоны вместо кошек, баобабы вместо привычных деревьев — всё это оставляет неизгладимый след.

Спасибо, что проехали этот путь со мной. Всем мир.