Перед вами бывшая ремонтно-техническая база 183-го морского ракетоносного авиаполка дальней авиации Тихоокеанского флота. Её главной задачей было обслуживание вооружения для первых советских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, базировавшихся на аэродроме «Кневичи». Эти машины были настоящим прорывом своего времени.
Всё началось в 1952 году, когда 49-й минно-торпедный авиаполк дальнего действия, уже летавший на Ту-14, перебазировался на аэродром Западные Кневичи. Спустя семь лет, в 1959-м, полк приступил к освоению новых, невероятно современных для той эпохи дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16.
Это были первые в СССР серийные реактивные стратегические бомбардировщики, способные нести не только тяжёлые авиабомбы и ракеты, но и ядерное оружие. Их появление кардинально изменило баланс сил.
Для обслуживания такой сложной техники и её вооружения потребовалась особая инфраструктура. Так рядом с авиабазой началось строительство специальной ремонтно-технической базы (РТБ). Насколько мы смогли разобраться, комплекс состоял из двух частей: РТБ ЧМО (в/ч 53015), отвечавшей за материальное обеспечение, и РТБ-К (в/ч 36036), которая занималась непосредственно ракетами и их боевыми частями, возможно, даже ядерными. Среди служивших здесь она была известна как «База Сомова» (в/ч 49400).
В 1971 году полк сменил номер с 49-го на 183-й морской ракетоносный авиаполк, войдя в состав 25-й морской ракетоносной авиадивизии. Ходят слухи, что переименование было связано с предательством начальника разведки из соседней части, передавшего американцам секретные данные. Позже эта дивизия стала дважды Краснознамённой.
На закате СССР полк стал последним на Тихоокеанском флоте, кто получил ещё более совершенные Ту-22М2. Однако в 1993 году часть расформировали. Самолёты перегнали на аэродром Каменный Ручей в Монгохто, а ремонтная база оказалась не у дел. До начала 2000-х её помещения использовали как склады для разного военного имущества, в том числе и средств РХБ-защиты, а потом и вовсе передали в ведение местных фермеров.
Что осталось сегодня
Давайте же посмотрим, во что превратился этот некогда секретный объект в наши дни. Раньше всю территорию надёжно опоясывали несколько рядов ограждений. Теперь они почти все повалены.
Все подступы прикрывали долговременные огневые точки (ДОТы).
Охрану этого особого участка авиабазы несла отдельная рота из состава в/ч 36036.
Вот так выглядит сейчас главный контрольно-пропускной пункт внешнего периметра технической зоны.
На площадке под открытым небом ржавеет старый погрузчик.
Рядом с бывшими воротами когда-то располагалась караульное помещение.
Заглянем внутрь.
Хотя смотреть здесь уже особенно не на что. Лишь немногие предметы быта напоминают о последних обитателях, живших здесь до того, как место окончательно забросили.
Например, старый телевизор и разбитый монитор.
От ворот КПП уходит дорога ко второму КПП, который охранял уже внутренний периметр.
Он окружал самое сердце базы: хранилища для специальных изделий, сборочный цех, монтажно-испытательный корпус и открытые площадки для хранения.
Сборочный цех
Вот он, сборочный цех.
Если присмотреться, над воротами можно разглядеть сохранившуюся роспись — нарисованный лес с ёлками и даже парой грибов. Такая маскировка была обычным делом для подобных объектов.
Раньше внутри, конечно, работала кран-балка для перемещения тяжёлых грузов.
Рядом находится площадка с бывшим выездом на территорию между внешним и внутренним кольцами охраны. Там располагались обширные площадки открытого хранения.
Вот несколько фотографий ржавеющей техники на территории, сделанных нашим коллегой-исследователем.
Хранилища специальных изделий
Теперь давайте пройдём к главному — самим хранилищам для специзделий.
Их было три: два длиной по 70 метров и одно — 50 метров.
Подступы к хранилищам дополнительно прикрывались огневыми точками, расположенными уже внутри периметра.
С начала 2000-х эту территорию заняли фермеры, обзаведшиеся большой и недружелюбной сворой собак. Да и сами хозяева не особо рады непрошеным гостям.
Перед вами хранилище №3 длиной 70 метров. В середине 2000-х к нему пристроили небольшой домик, на крыше которого теперь установлены солнечные батареи.
Как пишут в соцсетях те, кто здесь служил, в начале 1980-х в этом хранилище держали «изделия №095». Что это конкретно было, мы уже вряд ли узнаем. :) Сейчас летом оно пустует, а осенью, судя по всему, используется для хранения картофеля.
Входы в хранилища защищены массивными защитно-герметическими воротами.
Когда-то бетонные стены, как и на сборочном цехе, были раскрашены под лес для маскировки.
Хранилище №2 такой же длины. С противоположного входа лет пять назад фермеры пристроили к нему большой жилой дом с выходом прямо внутрь. Туда мы, естественно, не полезем.
Вообще, изнутри эти хранилища представляют собой обвалованные ангары, собранные из быстровозводимых железобетонных арок.
Возле третьего хранилища мы наткнулись на интересную находку.
Похоже, это носовые обтекатели — то ли от крупных ракет, то ли от самолётов.
А вот и хранилище №1 длиной 50 метров. На заднем плане виден тот самый дом фермеров, пристроенный ко второму хранилищу.
С этого ракурса хорошо видна впечатляющая толщина герметичных ворот.
В правых створках таких ворот всегда была предусмотрена небольшая дверь для прохода людей.
К сожалению, фотографий изнутри хранилищ у нас почти нет — теперь это частные владения, и хозяева не горят желанием показывать их первым встречным.
Такие же мощные ворота установлены и с обратной стороны хранилища.
Конечно, на территории был и свой туалет.
И небольшое сборное убежище для личного состава на случай тревоги.
Монтажно-испытательный корпус и другие постройки
Точно не уверены, но, возможно, это и есть тот самый цех МИК (монтажно-испытательный корпус).
Заглянем в боковую пристройку.
Внутри — только остатки фермерского хлама.
Возле тыльного КПП стоит старый вагончик.
Здесь когда-то были ворота для выезда из внутреннего периметра.
Дальше по дороге виднеется какая-то заброшенная площадка.
И, судя по всему, бывшая артезианская скважина.
Которую кто-то приспособил под непонятные нужды, приладив буржуйку.
Дальше дорога вела к ещё одному цеху неясного назначения. Он находился в границах внешнего периметра РТБ, но сейчас оказался на территории действующей авиабазы, хотя и в заброшенном состоянии.
А на этом наша экскурсия подходит к концу.
Если вам было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч в других заброшенных местах!
