Мне хочется рассказать об одном уникальном месте — ремонтно-технической базе, которая когда-то обслуживала вооружение первых советских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16 на авиабазе «Кневичи». Это был настоящий стратегический объект, от которого сегодня остались лишь воспоминания и руины.
История этого места началась в 1952 году, когда 49-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия перебазировался на аэродром Западные Кневичи. К 1959 году полк начал осваивать новые, по тем временам, многоцелевые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16.
Эти самолёты были настоящим прорывом — первые серийные реактивные стратегические бомбардировщики СССР, способные нести не только тяжёлые авиабомбы и ракеты, но и ядерное оружие.
Для обслуживания такого серьёзного вооружения потребовалась специальная инфраструктура. Так при авиабазе началось строительство ремонтно-технической базы. Насколько я смог разобраться, она состояла из нескольких частей: РТБ ЧМО в.ч. 53015, занимавшейся материальным обеспечением, и РТБ-К в.ч. 36036, ответственной за обслуживание ракет и их боевых частей. Есть предположение, что здесь могли обслуживать и ядерные боеголовки. Местные служившие называли это место «Базой Сомова» (в.ч. 49400).
В 1971 году полк был переименован в 183-й морской ракетоносный авиационный полк в составе 25-й морской ракетоносной авиационной дивизии. Ходят слухи, что переименование связано с предательством начальника разведки 50-го ОДРАП, который во время отпуска передал американцам секретные данные о частях флота. Позже эта дивизия стала дважды Краснознамённой.
Перед самым распадом СССР полк последним из ракетоносных частей Тихоокеанского флота получил многоцелевые Ту-22М2, но уже в 1993 году был расформирован. Самолёты передислоцировали на аэродром Каменный ручей в Монгохто, а ремонтно-техническая база оказалась не нужна. До начала 2000-х её использовали как склады для различного военного имущества, в том числе и средств радиационной, химической и биологической защиты, а потом и вовсе передали фермерам.
Что осталось сегодня
А теперь давайте посмотрим, что осталось от этого некогда секретного объекта в наше время. Когда-то территорию надёжно опоясывало несколько рядов ограждений по периметру. Сейчас они почти все повалены.
Все подходы к базе прикрывали вот такие огневые точки.
Для охраны этой территории авиабазы существовал свой отдельный взвод (в.ч. 36036).
Вот так теперь выглядит главный контрольно-пропускной пункт внешнего периметра технической зоны.
На площадке под открытым небом ржавеет старый погрузчик.
Рядом с бывшими воротами когда-то располагалась караулка.
Заглянем внутрь.
Хотя смотреть внутри уже практически не на что. Лишь некоторые предметы быта напоминают о последних годах жизни объекта перед тем, как его окончательно забросили.
Например, старый телевизор и разбитый монитор.
От ворот КПП уходит дорога ко второму КПП, который охранял уже внутренний периметр.
Этот внутренний периметр опоясывал самые важные объекты: хранилища специальных изделий, сборочный цех, монтажно-испытательный корпус и наземные площадки для хранения.
Вот так выглядит сборочный цех.
Если приглядеться, то над воротами можно разглядеть нарисованный лес. Даже парочку грибов под ёлками.
Раньше здесь была своя кран-балка.
Рядом находится площадка с бывшим выездом на территорию между внешним и внутренним периметром. Там когда-то располагались большие площадки открытого хранения.
Вот несколько фотографий ржавой техники на территории от нашего коллеги-исследователя.
Сердце базы: хранилища
Но давайте пройдём к самым главным объектам — хранилищам специальных изделий.
Всего их было три. Два длиной 70 метров и одно — 50 метров.
Хранилища дополнительно прикрывали огневые точки, расположенные уже внутри внутреннего периметра.
С начала 2000-х годов эту территорию занимают фермеры с большой и недружелюбной стаей собак. Да и сами хозяева не особо рады незваным гостям.
Вот хранилище №3 длиной 70 метров. В середине 2000-х к нему пристроили небольшой домик, на крыше которого теперь установлены солнечные батареи.
Как пишут в соцсетях те, кто здесь служил, в начале 1980-х в этом хранилище хранили «изделия №095». Что это были за изделия — остаётся загадкой. Сейчас летом оно пустует, а осенью, судя по всему, в нём складируют картошку.
На входах в хранилища установлены мощные защитно-герметические ворота.
Когда-то бетон был раскрашен под лес, как и на сборочном цехе.
Хранилище №2 такой же длины. С противоположного входа лет пять назад фермеры пристроили к нему большой жилой дом с выходом прямо в хранилище. Туда мы, конечно, не пойдём.
Вообще, изнутри хранилища выглядят так и представляют собой обвалованные ангары из сборных быстровозводимых железобетонных арок.
Возле третьего хранилища нам встретилась интересная находка.
Носовые обтекатели — то ли от больших ракет, то ли от самолётов.
А вот и хранилище №1 длиной 50 метров. На заднем плане виден дом фермеров, пристроенный ко второму хранилищу.
С этого ракурса хорошо видна толщина герметичных ворот.
В правых створках этих ворот предусмотрена отдельная дверь для прохода людей.
К сожалению, фотографий изнутри хранилищ у нас мало — это теперь частная собственность, и хозяева не горят желанием показывать их первым встречным.
Такие же гермоворота установлены и с обратной стороны хранилища.
Конечно, на территории был и свой туалет.
И небольшое сборное убежище для личного состава.
Точно не уверен, но, возможно, это и есть тот самый цех МИК (монтажно-испытательный корпус).
Заглянем в боковую пристройку.
Внутри — лишь остатки фермерского хлама.
Вагончик возле тыльного КПП.
Здесь когда-то были ворота для выезда из внутреннего периметра.
Дальше по дороге находилась какая-то непонятная площадка.
И, видимо, бывшая артезианская скважина.
Которую приспособили под что-то непонятное, приделав даже буржуйку.
Дальше дорога вела к ещё одному цеху неясного назначения. Он находился в границах внешнего периметра РТБ, но теперь оказался на территории действующей авиабазы, хотя и в заброшенном состоянии.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
Если вам было интересно, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших путешествиях по заброшенным местам!
