Забытый арсенал на Русском: как взрыв на «Ворошиловске» едва не стёр Владивосток с лица земли

Перед вами — остатки бывших складов базы минного и противолодочного вооружения Тихоокеанского флота. Это место хранит память о страшном дне 1950 года, когда прямо у пирса прогремел чудовищный взрыв на минном заградителе «Ворошиловск». Тогда, по сути, на волоске висели судьбы не только острова Русский, но и всего Владивостока. Катастрофа, которая могла унести тысячи жизней мирных жителей, к счастью, не развернулась в полную силу, но её отголоски до сих пор звучат в этих руинах.

Всю эту территорию, обнесённую периметрами, занимали 11 складов. Их история началась ещё в царские времена — они были возведены в 1909 году под руководством военного инженера Эрнста Оскаровича Маака и изначально служили продовольственными интендантскими хранилищами.

С приходом Советской власти назначение места радикально изменилось. Уже в 1932 году сюда перебазировалась Минная партия Владивостокского военного порта, обосновавшаяся на мысе Шигина. Так началась военная история этого объекта.

За долгие годы службы часть не раз реорганизовывали и переименовывали. Свой путь она завершила как одно из подразделений войсковой части 20374, носившее громкое название «База Минного и Противолодочного Вооружения Минно-торпедного Управления Тихоокеанского флота». Среди своих оно было известно просто как объект «Шигино».

Сегодня о былом могуществе этого места напоминают лишь пустые ящики и тара, в которой когда-то хранилось смертоносное оружие. Они разбросаны среди заброшки, как немые свидетели прошлого.

Склады давно пустуют. Время и безразличие сделали своё дело: у некоторых построек уже обрушилась кровля. Судя по всему, часть объектов забросили ещё до того, как построили мост на остров. Информации о последних годах существования базы найти практически не удаётся — она словно канула в лету.

Памятник трагедии

Рядом с территорией базы установлен памятник. Это морская мина на постаменте, окружённая якорями. Его воздвигли в 1994 году в память о матросах, погибших 30 октября 1950 года во время взрыва на минном заградителе «Ворошиловск». Корабль тогда стоял у пирса, занимаясь выгрузкой мин.

Корабль по имени «Ворошиловск»

Судьба самого «Ворошиловска» была долгой и извилистой. Построенный в 1907 году как грузопассажирский пароход Добровольного флота, он сменил несколько имён: до 1912 года был «Котиком», а затем до 1935 года — «Ставрополем». Его водоизмещение составляло 2300 тонн. После революции судно не раз перевооружали, меняли его назначение и порт приписки. К 1932 году оно окончательно обрело свою роль, став минным заградителем в составе Морских сил Дальнего Востока.

Более того, в 1949 году «Ворошиловск» достиг вершины славы, получив приз Морского министра как лучший корабль своего класса во всём советском Военно-Морском Флоте. Эта награда была высшим знаком отличия для кораблей в мирное время.

Роковой день 30 октября 1950 года

Утром того дня «Ворошиловск», выйдя в море, прибыл к пирсу базы на мысе Шигина в бухте Новик для выгрузки мин. Пирс к его приходу был уже заставлен минами с двух других заградителей, которые, разгрузившись, ушли во Владивосток. Работа закипела. Но ближе к вечеру, когда выгрузка подходила к концу, случилось непоправимое: одна из донных мин сорвалась со строп и с силой ударилась об острый угол ушка бугеля другой мины. Угол вонзился в корпус, и последовал взрыв. Горящий гексогень рассыпался по палубе и пирсу, поджигая лежавшие там другие мины. Начался страшный пожар.

Ситуация была критической. В любой момент могла сдетонировать вся масса мин на палубе и пирсе, а за ними — и весь арсенал базы. Последствия такого взрыва были бы катастрофическими не только для Русского острова, но и для Владивостока, учитывая колоссальные объёмы хранившегося здесь вооружения. Заместитель командира «Ворошиловска» по политической части, капитан 3-го ранга Николай Иванович Дерипаска, отдал приказ матросам растаскивать мины на берегу, чтобы разнести их друг от друга. Одновременно на пирс прибыла пожарная машина с острова, и началась отчаянная борьба с огнём.

Осознавая весь ужас положения, замкомандира отдал приказ затопить корабль, чтобы пожар на нём не привёл к детонации мин на берегу. Но было уже поздно. Раздался взрыв чудовищной силы. Ходили слухи, что от его ударной волны повылетали стёкла даже во Владивостоке. Погибло множество людей. Пирс был полностью разрушен, а сам «Ворошиловск» затонул за 20 минут. Однако благодаря самоотверженным действиям экипажа, успевшего откатить большую часть мин от эпицентра пожара, цепной реакции и детонации всего арсенала удалось избежать. Трагедия, унёсшая десятки жизней, к счастью, не превратилась в апокалипсис для всего региона.

Трудно даже представить, какими могли быть реальные последствия. Многие, описывающие те события, сходятся во мнении, что Владивосток мог быть попросту уничтожен. Насколько эта оценка соответствует действительности, сейчас судить сложно.

После взрыва

Позже «Ворошиловск» обследовали. Неразорвавшиеся мины на его изуродованном корпусе и те, что лежали на дне вокруг, были подорваны. Сам корабль подняли с глубины 9 метров и отправили на утилизацию.

Мы не будем здесь рассуждать о том, кто стал виновником трагедии, почему о случившемся долгое время старались не говорить и какую роль во всём этом сыграла личность тогдашнего командующего Тихоокеанским флотом. В интернете на этот счёт существует множество мнений и версий. Наша задача — просто, максимально объективно рассказать о самом факте этой забытой, но страшной страницы истории. На этом всё.

Если вам был интересен этот материал, поддержите нас — поставьте лайк, подпишитесь на наш канал и нашу группу «ВКонтакте». Делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч!