Здравствуйте. Часто говорят: «Россия деревнями живет» — красивая фраза, не правда ли? Но сегодня эти слова звучат скорее как пустой звук, потому что реальность выглядит иначе. Ещё в 60-е годы прошлого века был взят курс на укрупнение и ликвидацию так называемых «неперспективных» деревень, и сейчас мы пожинаем плоды той политики.
Даже те сёла, которые когда-то укрупняли, сегодня постепенно исчезают. Молодёжь продолжает уезжать, и её сложно винить — если бы государство создавало условия для жизни в сельской местности, ситуация могла бы сложиться иначе.
Недавно мне довелось побывать в одной из таких деревень, которая, кажется, доживает свои последние дни.
Проехав около двадцати километров по разбитой дороге, я увидел указатель. Ещё восемь километров тряски — и я на месте.
На въезде в деревню меня встретил крест — символичное начало. Он словно стоит на страже истории этого места, основанного после 1661 года переселенцами из-под Варнавина. Из всей улицы жилыми остались всего два-три дома, причём два из них, судя по всему, используются как дачи.
Порой кажется, что дорога тянется бесконечно, а по её краям кипит жизнь: стоят дома, ходят люди, занятые повседневными делами. Но здесь это не так. За всё время я встретил лишь одного старика, который чинил свои «Жигули» и, заметив меня, поспешил уйти в дом.
Историческое наследие
В 1846 году деревня стала совместным владением нескольких помещиц:
- Авдотьи Александровны Демидовой,- Аграфены Александровны Дурново,
- Марьи Александровны Глушковой,
- а также жены генерал-майора Марьи Петровны Алексеевой.
Вот такой дом ещё сохранился в деревне. Судя по архитектуре, это мог быть дом на две семьи или большое строение с «холодной» и «тёплой» половинами.
А напротив, на остатках колхозных построек, сложены брёвна. В этих краях активно ведётся заготовка леса, и, видимо, здесь его складируют, чтобы не возить далеко в непогоду. Рядом с деревней когда-то был посёлок лесозаготовителей, но он уже исчез.
Деревня названа по реке, на которой стоит — Чёрной. В 1856 году здесь насчитывалось 28 домов и 191 житель, а к 1907 году население выросло до 275 человек. Во второй половине XIX века была построена Богословская церковь, открыто земское училище (в 1911 году учителями были Аристарх Иванович Корсуков и Серафима Геннадьевна Благовещенская, в 1916 — Павел Васильевич Капитанов). Также здесь действовала земская станция.
Жители занимались лесным промыслом и извозом. На Первой мировой войне погибли шестеро, трое попали в плен.
След в истории
Эта деревня оставила след не только в местной, но и в общероссийской истории. 1917 год запомнился как год революции, разделившей жизнь страны на «до» и «после». Но новую власть встречали не везде одинаково радостно: чем дальше от Москвы и Петрограда, тем меньше энтузиазма было у крестьян.
В 1918 году на территории Урень-Края вспыхнул крупный крестьянский мятеж, направленный против новой власти. Я уже писал об этом отдельную статью — «По местам крестьянского мятежа 1918: Как это было. Жизнь в глубинке». За участие в том восстании был расстрелян А.В. Соколов.
У деревни богатая история, но, к сожалению, она умирает на глазах потомков тех, кто её создавал. А я двинулся дальше… Продолжение следует.
Читайте также:
- Путешествие в лагерь военнопленных и политических заключенных: Дорога из могильных оград
- Нашел заброшенную деревню «набожных» людей: Путешествие в прошлое
- Ушел в лес место для убежища искать: Начало стройки
