Законсервированная военная авиабаза дальней авиации "Воздвиженка"

{ "title": "Заброшенная, но не забытая: история и настоящее авиабазы Воздвиженка", "body": "

Перед вами законсервированная авиабаза дальней авиации «Воздвиженка». Когда-то здесь базировались два прославленных полка: 444-й Берлинский тяжёлый бомбардировочный авиаполк, удостоенный орденов Кутузова III степени и Александра Невского, и 523-й Оршанский Краснознамённый истребительный авиаполк, чей список наград включает ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского.

Начало пути: довоенная история

Прежде чем углубиться в детали, стоит сделать небольшое историческое отступление. История аэродромов и авиационных частей часто бывает запутанной, полной переформирований и переподчинений, поэтому возможны некоторые неточности — заранее приносим за них извинения.

История аэродрома Воздвиженка начинается в 1932 году, когда сюда из Подмосковья перебазировался 70-й отряд особого назначения, летавший на самолётах ТБ-1. Вскоре он был преобразован в 109-ю тяжёлую бомбардировочную авиаэскадрилью. Весной 1933 года из Хабаровска прибыли ещё четыре эскадрильи вместе с управлением 18-й бригады, и все вместе они образовали 28-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную бригаду.

Параллельно развивалась и истребительная авиация. Весной 1932 года из Евпатории прибыл 76-й отдельный истребительный авиаотряд Черноморского флота на самолётах И-5, который вошёл в состав ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). К осени 1933 года он был переформирован в 28-ю отдельную истребительную авиаэскадрилью.

В начале 1935 года, после переименования Морских Сил Дальнего Востока в Тихоокеанский флот, авиация также сменила название. Тогда же на аэродром передислоцировали транспортные части — 28-й отдельный транспортный авиаотряд и часть 16-го отдельного транспортного авиаотряда.

В 1938 году на базе переброшенных из Хабаровска 108-й и 112-й тяжёлых бомбардировочных эскадрилий был сформирован 10-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк, который переподчинили из ВВС ТОФ обратно в состав ВВС ОКДВА.

Послевоенный период и расцвет базы

После Великой Отечественной войны на аэродроме дислоцировался 303-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк. В 1960-х годах, на фоне ухудшения отношений с Китаем, полк перебазировался в Завитинск, однако управление и части охраны оставались в Воздвиженке с весны 1952 по осень 1994 года.

Особую роль играл 444-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк, сформированный в 1941 году в Хабаровске. После нескольких передислокаций он окончательно обосновался в Воздвиженке в 1953 году. За свою историю полк летал на самых разных машинах: от ДБ-3, Ил-4 и И-16 до американских Б-25 и Б-29, а также на Ту-4. Во второй половине 1950-х годов личный состав начал осваивать Ту-16, а к концу 1960-х полк получил уникальные для СССР Ту-16К-22, вооружённые сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-22, и был tasked с противодействием авианосным группам в Тихом океане. В 1991 году полк начал переучиваться на Ту-22М3, на которых и просуществовал до своего расформирования в 2009 году.

523-й Оршанский истребительный авиаполк, сформированный осенью 1941 года под Горьким, летом 1950 года был переброшен на Дальний Восток и остался здесь после Корейской войны. С 1959 по 1960 годы полк проводил войсковые испытания самолёта Су-7, а с 1961 года, получив Су-7Б, стал лидерным полком в ОКБ Сухого, первым осваивая новую технику с Комсомольского завода. С 1971 года полк начал пополняться первыми в СССР серийными самолётами с изменяемой геометрией крыла Су-17. Его история завершилась расформированием в 1994 году.

В ходе реформ 1997 года 132-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк был объединён с 444-м, при этом новое формирование унаследовало все регалии 132-го полка и стало именоваться 444-м Берлинским орденов Кутузова III степени и Александра Невского бомбардировочным авиаполком.

Интересный факт: в 1970-х годах аэродром использовался для приёма высокопоставленных гостей, включая Леонида Брежнева во время его визитов на Дальний Восток и для встречи с президентом США Джеральдом Фордом.

Консервация и настоящее время

Решение о консервации аэродрома было принято в 2009 году. Всю исправную авиационную технику передислоцировали на другие базы, а оставшиеся самолёты со временем разобрали на запчасти и утилизировали. В настоящее время взлётно-посадочную полосу поддерживает в рабочем состоянии 322-й авиаремонтный завод.

При въезде в гарнизон сразу бросается в глаза памятник — величественный Ту-16, установленный в честь лётчиков 444-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка.

Этот двухмоторный реактивный самолёт стал первым в СССР серийным дальним стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем. Его история заслуживает отдельного рассказа, но сегодня наш фокус — на аэродроме.

Одна из примечательных особенностей Ту-16 — его мощное оборонительное вооружение.

Оно включает три дистанционно управляемые спаренные башенные установки с 23-мм пушками АМ-23 и одну неподвижную пушку в носовой части.

Бомбовая нагрузка самолёта достигала 9 тонн, что позволяло нести даже сверхтяжёлую бомбу ФАБ-9000 или ядерный боеприпас. В морском варианте он мог нести более 12 тонн полезной нагрузки, включая две ракеты КСР-5 под крыльями и одну К-10С под фюзеляжем.

Перед самолётом-памятником расположена площадка, предназначенная для проведения различных мероприятий.

А теперь давайте пройдём на территорию самого законсервированного аэродрома.

Мы попадаем к группе арочных укрытий для самолётов через КПП, который местные почему-то называют «Фордовскими воротами». Проезд для машин перекрыт нагромождением бетонных плит.

От КПП вдоль территории тянется полуразрушенное ограждение.

Вокруг разбросаны старые огневые точки.

Наш путь лежит по одной из рулёжных дорожек, которая петляет среди поросших травой холмов — это и есть бывшие укрытия.

Это ранние быстровозводимые арочные укрытия типа 2А/13 в обваловке, разработанные в конце 1960-х годов.

Створки их раздвижных ворот залиты бетоном. Позже от такой конструкции отказались в пользу распашных ворот из-за её несовершенства: из-за отсутствия козырька внутрь постоянно попадали осадки, что приводило к повреждению оборудования. Эти ворота часто выходили из строя, и ещё до распада СССР на многих аэродромах они уже не закрывались.

Устройство этих укрытий довольно простое. За воротами находится само помещение размером примерно 28 на 13 метров.

В торце расположен газоход размером 3 на 3 метра, который поворачивает в сторону.

В таких укрытиях когда-то обслуживали истребители, но сейчас они все пусты и выглядят одинаково.

Поэтому движемся дальше.

Куда ни посмотри — повсюду видны такие же арочные укрытия.

Тут мы заметили свежую разметку.

А затем и работающие огни светосигнального оборудования с характерными подкосами.

Аэродром подлатали, и за ним теперь следят, хотя ещё несколько лет назад картина была гораздо более печальной.

Иногда мимо проезжали военные из различных частей, которые до сих пор дислоцируются на территории аэродрома. Они рассказали, что долгие годы аэродром стоял разграбленным, но к 2017 году его привели в порядок к учениям, во время которых с него даже взлетали самолёты с десантом. Теперь объект законсервирован по всем правилам и периодически используется. Нас, к счастью, выгонять не стали, лишь попросили не приближаться к действующим радиолокационным станциям.

По всей территории разбросано множество подземных укрытий для личного состава. Заглянем в одно из них.

Это небольшие сборные бункеры из арок, внутри которых сохранились лишь простейшие предметы обстановки: стулья, столы и порванные плакаты.

Подобных «норок» здесь очень много.

Главная рулёжная дорожка проходит через ряды бывших стоянок для многоцелевых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 с изменяемой стреловидностью крыла.

Ещё несколько лет назад на этих стоянках под открытым небом ржавели останки некоторых из этих машин, но теперь здесь пусто.

Пара фотографий от наших коллег-энтузиастов и участников проекта, сделанных в то время, когда самолёты ещё стояли здесь.

А мы направляемся к взлётно-посадочной полосе.

Свежая разметка на ВПП уже не удивляет после разговора с военными. Длина полосы составляет 3 километра, а ширина — 80 метров, что даже больше, чем на соседнем аэродроме в Хороле, где базируются «Бураны». Правда, крайний участок ВПП в Воздвиженке длиной 540 метров имеет ширину 60 метров.

Следы от шасси самолётов на полосе — лучшее доказательство того, что аэродром потихоньку оживает. Возможно, когда-нибудь здесь вновь на постоянной основе появятся грозные боевые машины.

А этот внушительный командно-диспетчерский пункт, судя по архитектуре, был построен в середине 1950-х годов. Он не заброшен и используется военными, хотя внешне выглядит довольно удручающе.

Тем временем то тут, то там среди кустов виднеются признаки жизни — обитаемые места.

Новые радиолокационные станции мы снимать не стали, так что вот вам одна из старых. :)

Мы движемся дальше, мимо очередной группы арочных укрытий.

Вот газовая площадка и будка руководителя полётов (РП) 523-го истребительного авиаполка.

Впереди — ряд зданий учебного корпуса. На заднем плане горит контролируемый пал, который подожгли местные.

Заглянем в учебный корпус для лётчиков дальней авиации.

Внутри почти ничего не сохранилось, лишь изредка попадаются схемы различных аэродромов.

Да ещё остатки стендов с учебными плакатами.

Здание тренажёрного комплекса абсолютно пусто, хотя когда-то здесь будущие пилоты отрабатывали навыки на специально оборудованных кабинах самолётов.

А вот и штаб 523-го Оршанского авиаполка истребителей-бомбардировщиков.

По углам здания сохранились рисунки на космическую тематику.

А над входом — мозаичные изображения орденов Кутузова...

...и Александра Невского.

Внутри, правда, смотреть уже практически не на что.

Рядом, под большим земляным холмом, находится ещё один бункер.

Он состоит из двух параллельных сооружений типа «Панцирь» и небольшой прямоугольной комнаты, собранной из железобетонных блоков.

Бывшая технико-эксплуатационная часть (ТЭЧ) Оршанского авиаполка.

Площадка для наземного обслуживания ракетоносцев.

Здание со смотровой кабиной уже почти полностью развалилось.

Состояние большинства зданий здесь оставляет желать лучшего.

Внутри кое-где остались старые документы...