Знаменитый законсервированный внеклассный военный аэродром "Цветной" Космических войск, располагавшийся возле села Хороль и вошедший в историю как "Восточный" запасной аэродром для советских орбитальных кораблей-ракетопланов "Буран".
Но история его гораздо обширнее и начинается гораздо раньше.
И это тот самый случай, когда заброшенный много лет аэродром неожиданно начал оживать, но сначала немного истории.
Первая версия аэродрома была построена ещё до Второй Мировой Войны, после которой с осени 1945 года на нём разместилась 190-я Полоцкая Краснознаменная ордена Кутузова II степени истребительная авиационная дивизия, принимавшая участие в Советско-японской войне в составе 494-го и 17-го истребительных авиационных полков.
Ниже краткая история базировавшихся на аэродроме авиаполков. Если где-то ошиблись, то заранее просим нас извинить, мы собирали самую общедоступную информацию, но сами не авиаторы и профиль у нас больше по подземке. :)
К 1950 году на аэродроме остался 17-й ИАП в составе 303-й авиационной дивизии, который весной 1951 года, как пишет википедия, был переброшен на аэродром Мяогоу для ведения боевых действий в Корее, а на самом Хорольском аэродроме вели подготовку корейских пилотов. В это же время на аэродром был передислоцирован 169-й гвардейский Рославльский тяжелобомбардировочный полк, переученный на самолёты Ту-4.
С 1954 по 1956 годы началась первая модернизация аэродрома. Была построена новая бетонная взлётно-посадочная полоса 1-го класса, рулёжные дорожки и стоянки для самолётов.
Флотский этап истории аэродрома начался в 1960 году, когда 169-й полк тяжёлых бомбардировщиков переподчинили Тихоокеанскому Флоту и переименовали в 169-й минно-торпедный полк дальнего действия на самолётах Ту-16, а позже в морской ракетоносный полк с сохранением всех регалий, но в составе 3-й (впоследствии 25-й) дважды Краснознамённой авиационной дивизии ВВС КТОФ.
Фото аварийной посадки Ту-16 вне ВПП, найденные в интернете с пометкой 304 ОДРАП.
В 1965 году на аэродроме был сформирован 867-й отдельный разведывательный полк авиации ВМФ. Это был единственный полк на ТОФ, который эксплуатировал дальние самолёты разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ и работал практически по всей акватории Тихого океана.
В 1971 году полк переименован в 304-й ОДРАП. По неподтверждённым данным уже тогда длина взлётно-посадочной полосы аэродрома стала составлять 3714 метров.
Фото найденное на авиафорумах, посвящённых Хоролю. Автора установить не получилось.
В 1976 году здесь же был сформирован единственный на Дальнем Востоке 310-й полк противолодочных самолётов дальнего действия на Ту-142, позже передислоцировавшийся на аэродром Каменный Ручей.
В 1982 году 169-й гвардейский МРАП переформирован в 169-й гвардейский смешанный авиаполк и передислоцирован в Камрань (Вьетнам), а вместо него была сформирована 341-я отдельная гвардейская морская ракетоносная эскадрилья.
В 1986 году 341-я гв. ОМРАЭ была переформирована в 141-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк на самолётах Ту-16СПС и Ту-16К-10-26, а его ряды пополнила 134-я отдельная гвардейская дальнеразведывательная эскадрилья передислоцированная с аэродрома Пристань.
А дальше начинается новая эпоха в существовании аэродрома, которой он собственно и знаменит. (схемка из интернета)
В 1985 году на территории аэродрома началась масштабная модернизация, а полки были передислоцированы на аэродром Западные Кневичи. В то время на западе и востоке СССР начали разворачивать запасные аэродромы для обеспечения посадки и обслуживания орбитальных кораблей-ракетопланов "Буран" советской многоразовой транспортной космической системы "МТКС".
Для решения этих задач были образованы отдельные воинские части. На западе это был ОИП-24 в Симферополе, а на востоке ОИП-23 в Хороле, которые осуществляли монтаж и ввод в строй специального оборудования. ВПП была расширена до 70 метров, построено 50 стоянок в обваловке для ракетоносцев Ту-95 и Ту-16, а также перрон для 30 самолётов первого класса.
К 1990 году были введены в строй почти все объекты, кроме командно-диспетчерского пункта аэродрома и командно диспетчерского пункта управления воздушным движением.
Но после распада СССР, в 1993 году оба полка были расформированы, а следом за ним в 1995 году и ОИП-23 прекратил своё существование.
Позже на аэродроме сформировали 3723-ю базу хранения и утилизации авиационной техники ВВС ТОФ, где утилизировали самолёты и крылатые ракеты, а сам аэродром числился законсервированным, хоть и выглядел как заброшенный.
Позже много лет аэродом был практически мёртвым и его посещали все кому не лень. Разве что возле огромного здания КДП всё ещё теплилась жизнь в виде нескольких локаторов, но в 2016 году на аэродроме была произведена оценка состояния ВПП. ВО время проверки были произведены посадка и взлёт самолётов Ту-142МР, Ту-142МЗ и Ан-26. После этого за полосой стали следить и установили посадочные огни, и некоторую другую мобильную инфраструктуру.
Ну а теперь давайте посмотрим как выглядит аэродром в 2019 году.
В самом селе на пути к аэродрому нас встречает самолёт вроде бы Су-17М.
Рядом через дорогу ещё один монумент в честь павших в боях ВОВ.
На этой стене награждённые Звездой Героя и один полный кавалер Ордена Славы.
Мы подъезжаем к аэродрому. С дороги сразу бросается в глаза недостроенный КДП, возле которого разместилась действующая воинская часть. Огромное радиопрозрачное укрытие выглядит не менее внушительно.
Большинство въездов на аэродром и бывшую инфраструктуру теперь закрыто, хотя ещё несколько лет назад можно было проехать.
Но всё же заезды ещё остались.
Окраины ВПП окутаны старой противопехотной проволокой.
Мы же заехали со стороны одного из разрушенных ближних приводных радиомаяков. Все строения вокруг не подавали никаких признаков жизни.
Перед началом ВПП идёт длинный участок со старым покрытием.
И вот мы стоим на пороге ВПП длинной 3714 и шириной 70 метров.
Обновлённый цифровой знак ПМПУ. Чуть дальше виден силуэт старого знака.
Ось ВПП уходит за возвышение. ВПП имеет как бы небольшой бугор ближе к концу из за чего с этой стороны не видно всю длину. Так что поедем прямо по полосе на другой конец.
Вдоль полосы то и дело попадаются руинизированные заброшенные строения и старые пугала.
Вдруг мы стали замечать тут и там появляющееся светосигнальное оборудование, которого раньше не было.
Как стало ясно позже, в случае необходимости его запитывают кабелями.
Да и вдоль полосы шли прокосы, которых ещё несколько лет назад не наблюдалось.
Но мы спокойно ехали по ВПП, как это делали здесь все десятилетиями.
Вновь КДП но уже с другой стороны.
Вдоль полосы тут и там стали появляться признаки жизни в виде развёрнутых мобильных комплексов, обеспечивающих возможность приёма самолётов.
Это не могло не радовать, аэродром реально стал пригоден для приёма самолётов, в чём были большие сомнения, после прочтения комментариев в интернете.
Среди руин вдоль ВПП стали появляться зачехлённые прожектора.
Мы добрались до другого конца ВПП.
Здесь краска посвежее.
Отсюда хорошо видно возвышение полосы, не дающее сфотографировать её целиком.
Ещё сигнальные огни.
И разрушенный БПРМ. На фото не видно, но за ним вдали торчат антенны дальнего приводного радиомаяка, который оказался действующим.
В этот момент к нам по полосе приехал военный с подвижного КП и вежливо объяснил, что теперь на аэродром всем подряд заезжать нельзя, после чего проводил нас до выезда, откуда мы заезжали.
Попрощавшись с аэродромом мы поехали к заброшенному командному пункту, располагавшемуся через дорогу от трассы, проходящей мимо аэродрома.
Смотреть в нём конечно уже не на что, да и понять к какому полку и к полку ли вообще он относился, уже нельзя.
Он имеет два входа от которых навстречу друг другу идут коридоры, смыкающиеся расширительной камерой вентиляционной шахты.
А по обе стороны коридоров уходят небольшие блоки из быстровозводимых сборных железобетонных арочных конструкций.
Второй вход в КП.
Осмотрев КП мы потихоньку отправились к нашей следующей цели.
Но это уже совсем другая история. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч