Во Владивостоке, на склоне сопки в районе Баляева, сохранился уникальный комплекс — старые пороховые погреба тоннельного типа. Их возводили ещё в дореволюционное время, с 1905 по 1907 годы, для нужд Владивостокской крепости. Это настоящий кусочек военной истории, спрятанный в толще земли.
Вот схема, которая помогает понять структуру всего комплекса. Он состоит из пяти тоннельных хранилищ и одного казематированного, обозначенных литерами от А до Е. Строительством руководил военный инженер Н. Шелавин.
А так эти объекты выглядят на генеральном плане территории.
Это архивный снимок 1919 года, сделанный Мерриллом Хаскеллом, который я нашёл в сети.
Кстати, весь погребной комплекс официально признан памятником истории и архитектуры. Он находится под охраной и управлением соответствующего агентства под номером 2510023010.
Современное состояние и внешний осмотр
Долгое время эти подземные хранилища сдавались в аренду под автомагазины, но сейчас они освобождены и постепенно приходят в запустение. Давайте сначала осмотрим их снаружи, обратив внимание на входные группы.
Погреб А. Его исторический облик пострадал больше всего — оригинальный сквозник входа полностью скрыт под современной пристройкой.
Вход в погреб Б.
Погреб В.
Погреб Г.
Погреб Д.
К сожалению, сфотографировать вход в казематированный погреб не удалось — дорожные службы намели перед ним огромный сугроб.
Так выглядят вход в сквозник и вентиляционный обходной канал, который проходит по обеим сторонам каждого хранилища.
На некоторых входах в вентиляционные каналы до сих пор сохранились старинные бронестворки — подлинные детали времён постройки.
Вентканалы очень узкие, пролезть туда проблематично.
Внутри одного из хранилищ
Нам повезло попасть внутрь одного из погребов, когда там ещё работал мотосалон и он не был заперт, как остальные.
В сквознике на входе нас «встречает» массивная клёпаная защитная дверь, оставшаяся с царских времён. Время и влага основательно поработали над ней, покрывая металл слоем ржавчины.
Вид на дверь с внешней стороны.
И с внутренней.
За ней расположен тамбур с нишами, где размещены электрический щит и бойлер — следы уже современного использования.
Далее следует ещё одна старая защитная дверь, ведущая непосредственно в само хранилище.
Следом идут деревянные двери, а от них вглубь уходит узкоколейка — когда-то по этим рельсам перемещали ящики с порохом и снарядами.
Мотоциклы в каменном мешке
Но в тот момент, когда мы там были, всё пространство хранилища было плотно заставлено мотоциклами и мопедами — здесь располагался магазин. Конечно, жаль, что не удалось увидеть пустые тоннели в их первозданном виде, но и в этом сочетании старинной кирпичной кладки и современных байков есть своя, особенная атмосфера.
Одна из стен была разрисована граффити на мототематику, добавив красок мрачноватому подземелью.
В качестве необычного декора среди покрышек стоял противогаз, надетый на мотошлем — довольно символичное сочетание.
Внутреннее пространство погреба было поделено на отсеки лёгкими перегородками, но это, конечно, уже поздние перепланировки.
Вот, собственно, так выглядят все пять тоннельных погребов. Говорят, что и этот уже опустел. Казематированное хранилище, как я понимаю, устроено иначе, но попасть туда мне не удалось. На этом наша экскурсия завершается.
Если вам понравился этот рассказ о забытых военных складах Владивостока, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо, что были с нами, до новых встреч в других интересных местах!
