Заброшенные пороховые погреба Владивостока: от военных складов до мотосалона

Во Владивостоке, на склоне сопки в районе Баляева, сохранился уникальный комплекс — старые пороховые погреба тоннельного типа. Их возводили ещё в дореволюционное время, с 1905 по 1907 годы, для нужд Владивостокской крепости. Это настоящий кусочек военной истории, спрятанный в толще земли.

Вот схема, которая помогает понять структуру всего комплекса. Он состоит из пяти тоннельных хранилищ и одного казематированного, обозначенных литерами от А до Е. Строительством руководил военный инженер Н. Шелавин.

А так эти объекты выглядят на генеральном плане территории.

Это архивный снимок 1919 года, сделанный Мерриллом Хаскеллом, который я нашёл в сети.

Кстати, весь погребной комплекс официально признан памятником истории и архитектуры. Он находится под охраной и управлением соответствующего агентства под номером 2510023010.

Современное состояние и внешний осмотр

Долгое время эти подземные хранилища сдавались в аренду под автомагазины, но сейчас они освобождены и постепенно приходят в запустение. Давайте сначала осмотрим их снаружи, обратив внимание на входные группы.

Погреб А. Его исторический облик пострадал больше всего — оригинальный сквозник входа полностью скрыт под современной пристройкой.

Вход в погреб Б.

Погреб В.

Погреб Г.

Погреб Д.

К сожалению, сфотографировать вход в казематированный погреб не удалось — дорожные службы намели перед ним огромный сугроб.

Так выглядят вход в сквозник и вентиляционный обходной канал, который проходит по обеим сторонам каждого хранилища.

На некоторых входах в вентиляционные каналы до сих пор сохранились старинные бронестворки — подлинные детали времён постройки.

Вентканалы очень узкие, пролезть туда проблематично.

Внутри одного из хранилищ

Нам повезло попасть внутрь одного из погребов, когда там ещё работал мотосалон и он не был заперт, как остальные.

В сквознике на входе нас «встречает» массивная клёпаная защитная дверь, оставшаяся с царских времён. Время и влага основательно поработали над ней, покрывая металл слоем ржавчины.

Вид на дверь с внешней стороны.

И с внутренней.

За ней расположен тамбур с нишами, где размещены электрический щит и бойлер — следы уже современного использования.

Далее следует ещё одна старая защитная дверь, ведущая непосредственно в само хранилище.

Следом идут деревянные двери, а от них вглубь уходит узкоколейка — когда-то по этим рельсам перемещали ящики с порохом и снарядами.

Мотоциклы в каменном мешке

Но в тот момент, когда мы там были, всё пространство хранилища было плотно заставлено мотоциклами и мопедами — здесь располагался магазин. Конечно, жаль, что не удалось увидеть пустые тоннели в их первозданном виде, но и в этом сочетании старинной кирпичной кладки и современных байков есть своя, особенная атмосфера.

Одна из стен была разрисована граффити на мототематику, добавив красок мрачноватому подземелью.

В качестве необычного декора среди покрышек стоял противогаз, надетый на мотошлем — довольно символичное сочетание.

Внутреннее пространство погреба было поделено на отсеки лёгкими перегородками, но это, конечно, уже поздние перепланировки.

Вот, собственно, так выглядят все пять тоннельных погребов. Говорят, что и этот уже опустел. Казематированное хранилище, как я понимаю, устроено иначе, но попасть туда мне не удалось. На этом наша экскурсия завершается.

Если вам понравился этот рассказ о забытых военных складах Владивостока, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо, что были с нами, до новых встреч в других интересных местах!