Необычное заброшенное скальное бомбоубежище 1940-х гг. в недрах одной сопки и принадлежащее РЖД. Интересно, что его потолок не сводчатый, как это обычно бывает в 90% подобных скальных убежищ, а прямой и без всяких противооткольных защит или усилений.
Примерная схемка по памяти. Возможно расположение дизельной перепутано и она расположена у другого входа.
Входные порталы накрыты вот такими козырьками.
Как и многие другие бомбоубежища тех лет, с наступлением ядерной эпохи, сначала в 50-х, а затем и в 70-х гг. оно проходило модернизацию под требования Гражданской Обороны тех лет. В 70-е гг. на входы были установлены новые защитно-герметические двери, но т.к. их габариты были больше старых, их установили прямо на порталы с улицы.
Ну а теперь давайте пройдём внутрь и посмотрим на убежище изнутри.
В темноту уходит потерна коленчатого входа.
Коленчатые входы на поворотах имеют тупиковые ниши для гашения взрывной волны.
Старые гермодвери, оставшиеся ещё с 1950-х гг. Всего их на каждом входе по три.
Как можно заметить, полы в убежище дополнительно заливали бетоном из за чего пришлось делать выемки для открытия гермодверей и желобы для самотёчного стока грунтовых вод.
Рассмотрим системы жизнеобеспечения объекта.
Помещение фильтро-вентиляции. Здесь было три фильтро-вентиляционных установки по три столбика фильтров ФПУ-200.
Ручной привод вентиляции.
За отдельной гермодверью располагался энергоблок.
Но от самой дизель-генераторной электростанции остался лишь остов от дизеля.
На трубе сохранился такой воздушный гермоклапан.
Ну а так выглядят сами залы для укрываемых. На удивление они очень небольших габаритов для скальника.
Вообще это одно из самых тесных скальных убежищ, что приходилось встречать.
И ещё небольшой зал для укрываемых.
Ну а нам пора на выход т.к. смотреть здесь больше не на что.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.