Прямо за зданием дворца спорта, на пустом участке земли, зажатом со всех сторон жилыми высотками, когда-то находилось целое кладбище авиационной техники. Это место было последним пристанищем для винтокрылых машин, чья служба давно закончилась.
Примерно с десяток вертолётов медленно разрушался под дождём и снегом, открытый всем ветрам. С каждым днём они теряли части и детали, постепенно превращаясь из потенциальных музейных экспонатов в обычный металлолом, ожидающий переплавки. Их разбирали на сувениры и запчасти, и с каждым визитом я замечал, что от былого величия остаётся всё меньше.
Это продолжение и заключительная часть моего рассказа о заброшенном аэродроме имени Фрунзе и его уникальной стоянке старой авиатехники.
Сегодня я хочу перенестись в ту часть бывшего аэропорта, которая была отведена под вертолёты. Даже в те годы, когда я их застал, эти большие и малые машины представляли собой довольно грустное и унылое зрелище, напоминание о забытой эпохе.
Небольшой вертолёт Ми-2 рядом с гигантским Ми-6 казался просто игрушечным, настолько разителен был контраст в размерах.
Состояние большинства машин было уже тогда, мягко говоря, плачевным. Кабины пилотов стояли пустые, остекление было выбито, а на фюзеляжах и капотах начали появляться первые граффити — печальные автографы нового времени.
Ещё один «малыш» — Ми-1, первый советский серийный вертолёт, который на Западе получил прозвище «Зайчик» (Hare).
А вот грозный Ми-24, но в довольно редкой модификации, предназначенной для ведения химической разведки на местности.
Несмотря на запустение и разруху, в этих вертолётах всё ещё чувствовалась былая мощь и величие. Их силуэты, даже покорёженные, говорили о славном прошлом.
Увы, для большинства из них эта стоянка действительно стала последней. Многие машины в итоге отправились под пресс и на переплавку.
Я понимаю, что сохранить каждый списанный самолёт или вертолёт физически невозможно — для этого просто нет места. Но всё равно, наблюдать, как боевые машины, когда-то бороздившие небо, заканчивают свой путь в таком забвении, — зрелище, от которого на душе становится немного тоскливо.
Все эти кадры были сделаны мной ещё в 2007 году. Саму же стоянку ликвидировали и полностью застроили жилыми домами всего через несколько лет после моих визитов.
Когда видишь, в каком состоянии находились кабины и приборные панели этих вертолётов, становится понятно, почему их не стали восстанавливать для музеев. Реставрация потребовала бы колоссальных, неподъёмных затрат, которые уже не окупились бы.
Текст и фотографии — резидент проекта NordSkif & Co Алёна «Biolena»
