Мой нелегальный майский поход в Чернобыльскую зону отчуждения подарил множество незабываемых эмоций. Мы успели исследовать несколько зданий в Припяти, полюбоваться панорамами с высоты крыш. Однако самым сильным впечатлением от этой вылазки стала стоянка спецтехники — именно здесь остались машины, которые когда-то занимались очисткой города от радиоактивных загрязнений.
Обязательно листайте фотографии в галереях, используя стрелочки! Надеюсь, вам будет интересно.
Инженерная машина разграждения (ИМР)
Сначала мы переступили через колёса от советского тягача МаЗ и направились к главной достопримечательности этого места — инженерной машине разграждения.
Эта ИМР, созданная на базе танка Т-55 и произведённая на Новокраматорском машиностроительном заводе, представляет собой полноценную боевую инженерную машину.
Её герметичный корпус оснащён противоатомной защитой, которая снижала дозу облучения экипажа в десятки раз. Конструкция усилена: днище дополнительно защищено стальными листами, изменён подбашенный лист, а наверху корпуса расположена башенка механика-водителя. Неудивительно, что именно такая техника была задействована в ликвидации последствий аварии. Основной задачей для экипажей ИМР стал разбор завалов разрушенного четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС. Кроме того, эти машины использовались для засыпки завалов грунтом и щебнем — это позволяло значительно снизить уровень радиации и начать возведение фундамента для первого саркофага. Именно ими был снят и захоронен верхний слой почвы на территории вокруг станции и самого блока. Работая в экстремально «грязных» условиях, эта конкретная машина настолько сильно загрязнилась, что дальнейшая её эксплуатация стала невозможной. Вот и стоит она здесь уже несколько десятилетий, продолжая «фонить». Очень жаль, что у меня с собой не было дозиметра — интересно, какие показатели она выдаёт сейчас?
Главным недостатком этой машины при работе в загрязнённой зоне оказалась её конструкция, не приспособленная для эффективной дезактивации. У неё было множество труднодоступных мест, где быстро накапливалась радиоактивная грязь. Из-за этого довести уровень загрязнения техники до допустимых норм так и не удавалось.
Тягачи МаЗ-535
Двигаемся дальше.
Среди кустов притаились два тягача МаЗ-535.
МаЗ-535 — знаменитый четырёхосный советский тягач, который часто можно было встретить в ракетных войсках стратегического назначения, где он主要用于 перевозил баллистические ракеты.
Он тоже внёс свой вклад в ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы — на нём перевозили элементы будущего саркофага.
Сейчас эти машины полностью разграблены.
УМП-1 на базе БелАЗ
А вот эти УМП-1, созданные на шасси БелАЗа, занимались «отмывкой» города специальными растворами, смывая радиоактивную пыль. Они стоят отдельно от своих сильно загрязнённых собратьев, на территории действующей передвижной механизированной колонны. Территория огорожена забором, иногда здесь можно увидеть собак. На КПП круглосуточно дежурит сторож. Благодаря этому машины сохранились гораздо лучше.
УМП-1 помогали в дезактивации, работая вместе с обычными пожарными и поливальными машинами, которые мыли фасады домов, улицы и даже деревья.
На этом наша сегодняшняя экскурсия подошла к концу.
Спасибо, что были с нами!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми материалами.
