Армения — это страна, которая очаровывает своей красотой. Величественные горные пейзажи, чистейший воздух и древние памятники архитектуры, дошедшие до нас из глубины веков, действительно производят неизгладимое впечатление на любого путешественника.
Повсеместная картина
Однако, путешествуя по стране, я не мог не обратить внимание на одну странную и печальную деталь, которая бросается в глаза повсюду. Речь идёт о тысячах единиц брошенной и ржавеющей техники. Эти «железные призраки» встречаются буквально везде: и в самых отдалённых горных сёлах, и на окраинах крупных городов, и даже в самом центре Еревана.
Вот, например, одна из таких машин в ереванском дворе. От неё уже мало что осталось — самые ценные детали давно сняты, но приборная панель на удивление цела. Приглядевшись, можно даже разобрать цифры на одометре и узнать, сколько километров она успела проехать до того, как её судьба оборвалась здесь.
Масштабы явления поражают. Среди брошенных «обитателей» можно встретить всё: от маленьких легковушек и микроавтобусов до огромных, когда-то вместительных, междугородних автобусов.
В чём же причина?
Я не раз задавался этим вопросом и делился своими наблюдениями. Многие читатели в комментариях сходились во мнении, что корень проблемы — в отсутствии системного подхода. По всей видимости, в Армении просто не существует государственных или частных программ по утилизации отслужившей свой срок техники, подобных тем, что действуют, например, в России. Вот улицы, дворы и обочины дорог и превращаются в стихийные свалки для тысяч железных «скелетов». Что интересно, аналогичная участь постигает и общественный транспорт.
Наглядный пример — территория рядом с одним из троллейбусных депо в Ереване. Там стоит целая груда списанных троллейбусов, которые медленно, но верно разбирают на запчасти для тех, что ещё на ходу.
А вот старое такси, которое, кажется, просто приехало сюда, чтобы умереть. Оно доживает свой век в компании таких же ненужных машин. Сдать их на металлолом, судя по всему, либо невозможно, либо экономически невыгодно — иначе владельцы давно бы это сделали.
Автомобильные кладбища
Ещё одна любопытная особенность — заброшенная техника имеет свойство скапливаться в определённых местах, образуя целые «автомобильные кладбища». Причём на некоторых таких стоянках можно найти относительно свежие машины без явных следов серьёзных аварий. Возможно, это следы деятельности нелегальных авторазборов или угнанных автомобилей, но утверждать что-то наверняка я не берусь.
Что удивительно, искать эти кладбища специально почти не приходилось. Практически все места, о которых я пишу, мы находили попутно, во время нашего путешествия по Закавказью. Они просто попадались на глаза рядом с дорогой или какими-то достопримечательностями.
Единственное исключение — та самая стоянка списанных троллейбусов. Туда мы ходили целенаправленно, так как случайно забрести в этот отдалённый уголок было бы невозможно.
Конечно, большая часть того, что можно увидеть, — это уже пустые, изъеденные ржавчиной кузова. Но иногда встречаются и почти целые экземпляры, как, например, этот мощный КрАЗ, который, кажется, просто заснул посреди поля.
Вопрос без ответа
Всё это заставляет задуматься: неужели правительство Армении, которое активно развивает туристическое направление, не видит этой проблемы? Лично мне, как любителю необычных локаций, такие места даже интересны. Но согласитесь, большинство туристов, приехавших любоваться древними храмами и природой, вряд ли будут в восторге от вида гор старого железа.
В завершение хочу поделиться кратким списком самых запомнившихся мне «стоянок» заброшенной техники в Армении:
- Территория со списанными троллейбусами на окраине Еревана.
- Настоящее кладбище машин в одной горной деревушке.
- Заброшенная сельскохозяйственная техника, ржавеющая прямо на склонах гор.
- Машины, оставленные внутри корпусов старого завода.
- Целая коллекция брошенных автомобилей на окраине Гюмри.
- Небольшой, но очень «свежий» авторазбор с относительно новыми машинами.
P.S. Уверен, тот, кто первый откроет в Армении современный металлургический завод по переработке старой техники, не только построит успешный бизнес, но и совершит настоящее благое дело для всей страны.
