Забытые советские беспилотники: что нашли на ходынском "кладбище самолётов"

Обнаружить заброшенную авиационную технику — уже само по себе редкая удача. Но когда речь идёт не о рядовых гражданских лайнерах, а о чём-то действительно необычном, это становится настоящим открытием. Сегодня я хочу поделиться с вами архивными материалами и рассказать об удивительных образцах советской авиации, которые ещё несколько лет назад можно было увидеть на легендарном Ходынском поле.

Советские беспилотники: забытые страницы истории

Речь пойдёт о беспилотных летательных аппаратах, созданных в СССР, — технологиях, которые долгое время оставались в тени, но сегодня вызывают огромный интерес.

Ла-17Р: первенец советской беспилотной разведки

Самым старым беспилотником на ходынском "кладбище самолётов" был разведывательный БПЛА Ла-17Р, разработанный в КБ имени Лавочкина. Этот аппарат выполнял важнейшие задачи: проводил аэрофотосъёмку и радиационный контроль местности на расстоянии до 400 километров. Что особенно впечатляет, даже по меркам своего времени его оборудование позволяло с высоты 7000 метров детально фотографировать объекты, удалённые на 200 километров.

Любопытная деталь: пропеллер в носовой части служил не для тяги, а для работы электрогенератора, который питал бортовую аппаратуру. На борту могли устанавливаться:

  • Фотоаппараты АФА-40, АФА-20 или БАФ-21 для детальной съёмки.
  • Аппаратура радиационной разведки «Сигма».
  • Телевизионная камера «Чибис» для передачи изображения в реальном времени.

Для запуска использовалась специальная стартовая установка СУТР-1. Интересно, что первые версии этого дрона были одноразовыми — их не планировалось возвращать. И только в более поздних модификациях инженеры добавили систему посадки на парашюте, что сделало аппарат многоразовым.

«Стриж»: скоростной разведчик КБ Туполева

Более современным для своего времени стал беспилотник «Стриж», созданный в КБ имени Туполева. Этот необычный аппарат, выпущенный всего в 152 экземплярах, предназначался для глубокой разведки на территории противника.

Запускался он с помощью твердотопливного ускорителя, а затем турбореактивный двигатель КР-17А разгонял его до скорости 1110 км/ч. Однако, в отличие от современных дронов, садиться самостоятельно он не умел — для возвращения использовалась парашютная система. Судьба одного из таких аппаратов, Т-141 с бортовым номером 12, сегодня неизвестна. Скорее всего, он был утилизирован.

Ту-143: массовый разведчик прифронтовой полосы

Прямым развитием идеи стал беспилотный разведчик Ту-143. Он был предназначен для маловысотной разведки в прифронтовой полосе и контроля радиационной обстановки. Этот аппарат стал по-настоящему массовым: всего было выпущено 950 единиц. Производство начиналось на вертолётном заводе в Кумертау, а позже было перенесено в Воронеж. Экземпляр, который вы видите на фото, сейчас находится в музее Техники Вадима Задорожного.

Не только беспилотники: крылатая ракета П-5

В завершение обзора стоит обратить внимание на ещё один странный летательный аппарат. Эта "малютка" — не что иное, как первая в СССР противокорабельная крылатая ракета П-5. Именно такие ракеты, оснащённые специальной боевой частью и размещённые на Кубе в составе двух полков, стали одной из непосредственных причин знаменитого Карибского кризиса 1962 года.

Спасибо, что уделили внимание этой истории. Все представленные фотографии — архивные, сегодня такого уже не увидеть.
Территория бывшего аэродрома на Ходынском поле полностью застроена многоэтажными жилыми домами.

Этот пост тематически связан со стоянкой самолётов на Ходынском Поле (заброшенный аэродром имени Фрунзе).