Когда путешествуешь по заброшенным уголкам Шатурского района Подмосковья, особенно вдоль старой узкоколейки, то натыкаешься на настоящие памятники ушедшей индустриальной эпохи. Одно из таких мест, которое особенно запало в душу, — это руины Мишеронского стекольного завода. Когда-то он был сердцем и градообразующим стержнем поселка Мишеронский, а теперь представляет собой лишь печальные останки былого величия.
Сейчас сложно поверить, что эти развалины могут снова ожить. Хотя в сети и мелькали слухи о возможной реконструкции одного из цехов под производство парниковой пленки, но, увы, они так и не нашли подтверждения и остались лишь несбыточными надеждами.
Начало славного пути
История этого предприятия уходит корнями в глубокое прошлое, еще в эпоху Царской России, а именно в 1824 год. Это был настоящий долгожитель отечественной промышленности: завод успешно работал при императоре, пережил смену власти, прошел через всю советскую эпоху, выстоял в сложные 90-е годы и даже первые годы новой России.
А все начиналось довольно скромно — с небольшой стеклодувной мастерской, которую основал купец А. Г. Костерёв. В первые годы там трудились всего несколько опытных мастеров и десяток помощников. Работа была невероятно тяжелой, ручной, но дело постепенно налаживалось. Основной продукцией тогда была посуда для вина. Предприятие росло, набирало обороты и со временем превратилось в серьезное производство.
Новая эра и новые задачи
После революции завод, как и многие другие, был национализирован, но производство не остановилось. Наоборот, в 1929 году здесь произошел настоящий технологический прорыв — был запущен первый в своем роде механизированный цех по выпуску листового стекла.
Мощности наращивались: на предприятии ввели в эксплуатацию три современные по тем временам машины вертикального вытягивания стекла. После Великой Отечественной войны, когда вся страна поднималась из руин и остро нуждалась в материалах для восстановления, Мишеронский завод сосредоточился на выпуске оконного стекла, внося свой вклад в общее дело.
При этом традиционное направление — производство бутылочного стекла — тоже не забывали. Более того, здесь даже освоили выпуск специальных бутылочек для детского питания, что говорит о широком ассортименте и гибкости производства.
Завод и поселок: одна судьба
Предприятие не просто работало, оно развивалось и хорошело. Вместе с ним рос и благоустраивался весь поселок Мишеронский. На средства завода строились жилые дома, магазины, была возведена школа и больница. Поселок буквально жил и дышал в ритме своего предприятия, все было связано с ним.
Но всему пришел конец. В 1997 году, после завершения процесса приватизации, завод объявил себя банкротом. Так печально и бесславно закончилась его 170-летняя история. Предприятие, пережившее войны и смены эпох, не пережило новых экономических реалий. Рядом когда-то проходила узкоколейка, принадлежавшая «Шатура Торф», но со временем исчезли и ее рельсы. Сейчас от всего комплекса осталось лишь то, что вы видите на фотографиях.
Прогулка по руинам
Во время нашей экспедиции мы смогли осмотреть два из трех основных цехов. Например, вот эта конвейерная лента когда-то соединяла цех, где выдували бутылочное стекло, с другими участками.
А это, судя по всему, был склад готовой продукции, где когда-то хранились тонны хрупкого товара, ожидающего отправки.
Остальные кадры, чтобы вам было удобнее, я собрал в галерею ниже. Листайте, но предупреждаю — там лишь пустые, заброшенные цеха, в которых царит тишина и запустение.
Осколки памяти
Единственное строение, которое сохранилось относительно неплохо, — это третий корпус, где раньше размещалась администрация. Там меня особенно тронула мозаичная доска, в углу которой можно разглядеть памятную табличку с названием завода — последний штрих ушедшей эпохи.
Рядом с этим зданием на постаменте лежат куски стекла. Это, как ни странно, единственные образцы продукции, которые мы смогли найти на всей огромной территории заброшенного завода.
Судя по планировке, в этом корпусе, вероятно, происходили ключевые процессы: выдувка изделий и замешивание стекольной массы. Состояние построек настолько аварийное, что находиться внутри не просто неприятно, но и откровенно опасно. Я бы крайне не рекомендовал тем, кого заинтересует это место, заходить в цеха. Гораздо безопаснее и разумнее осматривать их снаружи.
Последние признаки жизни
На территории до сих пор работает котельная, которая отапливает поселок. Там же, по идее, должен находиться сторож, призванный препятствовать окончательному разграблению зданий на металлолом.
Тем не менее, полноценного завода вокруг предприятия уже давно нет, и попасть на территорию относительно легко.
Гулять здесь можно довольно свободно, хотя, честно говоря, сомневаюсь, что тут осталось что-то ценное. В более ранних репортажах других исследователей я видел фотографии целых гор стекла и бутылок, но нам, к сожалению, уже не довелось этого застать — все давно разобрали и вывезли.
Каждый ваш лайк и репост материалов нашего канала в соцсети — это не просто оценка нашего труда, а реальная помощь в деле сохранения и документирования истории советских и российских заводов и фабрик. Чтобы память о них не канула в лету. На этом всё, спасибо, что были с нами!
